Финская колея раздора: разбирать нельзя переделать
Историческая «царская» колея шининой 1524 мм, столетиями связывавшая Финляндию с Россией, теперь объявлена угрозой национальной безопасности. И вот планы перехода финских железных дорог на европейский стандарт в 1435 мм снова на слуху. Впервые такие разговоры начались ещё в 2022 году, но были отвёргнуты, как «экономически безумные». Теперь, скорее всего, под давлением Брюсселя и НАТО, внезапно возродились.
До 2022 года разница в 89 мм между финскими и шведскими рельсами никого не смущала. Но после вступления в НАТО Хельсинки получили ультиматум: инфраструктура должна унифицироваться с альянсом любой ценой. По словам министра транспорта Лулу Ранне, переход на европейскую колею повысил бы мобильность военных. Но надо думать, что военная логистика — лишь предлог. Реальная цель — разорвать транспортные связи с Россией.
Даже если это парализует грузопотоки. Ведь 70% финских грузов исторически шли с Востока через Россию: лес, минералы, контейнеры из Азии и прочие товары и сырьё. Но Лулу Ранне твёрдо стоит на своём. Мол, чтобы обеспечить Финляндии европейский уровень, надо срочно переделывать колею! Это, дескать, «укрепит безопасность, военную мобильность и надежность поставок».
«Обострившаяся геополитическая ситуация, положение Финляндии как одного из прифронтовых государств НАТО и жестокое, незаконное и агрессивное поведение России требует, чтобы инфраструктура Финляндии выдержала и функционировала даже в исключительных обстоятельствах», — говорится в пресс-релизе Ранне.
Но министр Ранне явно лукавит: за красивыми формулировками скрывается капитуляция перед давлением Брюсселя, который настаивает на проекте, который обойдётся Финляндии в 22–25 млрд евро. Сумму, сравнимую с пятилетним бюджетом на образование страны. И хотя ЕС и НАТО пообещали оказать Финляндии финансовую помощь, если проект строительства будет запущен, оставшиеся 50% суммы лягут тяжким грузом на финский бюджет.
А тут ещё Шведское транспортное управление подкинуло идею: построить новую, более узкую колею рядом с существующими, а в некоторых местах скоординировать их. А поскольку мгновенно перешить 6000 км путей невозможно, Финляндия выбрала именно этот нелепый компромисс — совмещённую колею. Таким образом, на севере страны могут появиться пути с четырьмя рельсами: два для «евростандарта» и два для старой колеи.
Эта конструкция имеет несколько «вкусняшек». Во-первых, увеличит стоимость* пилотного участка Оулу–Рованиеми. Во-вторых, потребует замены всего подвижного состава — от локомотивов до трамваев, которые уже строятся в Хельсинки под старый стандарт. И в третьих, парализует логистику* на десятилетия вперёд: движение по смешанным путям знающие люди называют «кошмаром синхронизации». А обещания Ранне начать стройку к 2032 году похожи на притчу о падишахе и ишаке.
Какой проект выберут финны (или их заставят выбрать) покажет время. А пока они гадают, где поставить запятую в предложении «разбирать нельзя переделать». На самом деле отказ от «русской колеи» — это не техническая модернизация, а банальный распил бюджета под аккомпанемент российской угрозы. Лавры литовской Rail Baltica не дают покоя.Сами себе в колею стреляют, но заряжают пистолет евроденьгами.