Фонд национального благосостояния. Важный инструмент, требующий качественной модернизации
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Фонд национального благосостояния. Важный инструмент, требующий качественной модернизации1 минута754 прочтенияВчераВчера
Ряд экспертов поспешили в последние дни заявить, что Силуанов разбазарил Фонд национального благосостояния (ФНБ), объем ликвидной части которого на 1.01.2025 составил всего 3,8 трлн рублей. В то время, как три года назад (1.01.2022) сумма была равна 8,43 трлн. То есть минус 55% или же 4,63 трлн рублей. Не в оправдание Силуанова, к которому огромное количество вопросов (в том числе по ФНБ), но такие выводы не совсем соответствуют действительности.
Во-первых, за прошедшие три года триллионы рублей ФНБ были проинвестированы в проекты реального сектора экономики, начиная от инфраструктуры, заканчивая транспортным машиностроением. Если смотреть весь объем средств Фонда, то за период он сократился не на 4,63 трлн, а всего на 1,68 трлн (с 13,565 до 11,879 трлн рублей).
Во-вторых. В декабре из ФНБ было изъято 1,3 трлн рублей, которые были направлены на покрытие дефицита федерального бюджета. Однако дополнительные нефтегазовые доходы за 2024 год составили те же самые 1,3 трлн рублей. Но, согласно бюрократическим процедурам, перечислены в Фонд они будут в первом квартале 2025 года. То есть де-факто из ФНБ в 2024 году ничего на сторону не изымали. И, если возвращаться к первому пункту, общий объем Фонда (учитывая эти 1,3 трлн) за три года практически не сократился.
Другое дело, что концепция ФНБ является сильно устаревшей. Половина средств по-прежнему размещается в иностранной валюте (сейчас – в юанях). Вторая половина – в золоте. Против драгметалла я ничего не имею, но золотой резерв должен формировать Центробанк, а не Правительство. Юани актуальны только в том случае, если Минфин заранее закладывает девальвацию национальной валюты. Но это разве тот пресловутый "финансовый суверенитет"? Отличным вариантом было бы размещение средств ФНБ в ОФЗ-ИН (доходность привязана к инфляции). Тогда бы не пришлось кормить бешеными процентами банковский сектор.
Помимо этого, если Минфин позиционирует ФНБ как инструмент вложений в стратегические проекты экономического развития, то для чего изымать доходы (дивиденды, купонные выплаты и проценты по депозитам) в федеральный бюджет? Логично, что средства должны реинвестироваться в новые проекты. Тем более, здесь имеется накопленный положительный опыт.
В общем, с ФНБ не все так печально, как пытаются представить некоторые. Но и потенциал Фонда не раскрыт даже наполовину.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!