Газопровод Сила Сибири-2 через Монголию удвоит поставки российского газа в Китай
Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая обусловлено не только политическими интересами, увеличение товарооборота выгодно ещё и с финансовой точки зрения. Энергогенерация в Поднебесной до сих пор намного более чем на половину зависит от угля и переход на природный газ необходим для сокращения промышленных выбросов в атмосферу, которые происходят во время сгорания угля в специальных печах на электростанциях и крупных металлургических предприятиях Китая.
Газопровод «Сила Сибири» в настоящее время осуществляет транзит из России в Китай 48 млрд. кубометров газа в год, его длина составляет 2 159 км. На азиатском рынке российский газ всегда будет чувствовать себя комфортно, поэтому новая газопроводная линия «Сила Сибири-2», строительство которой согласовано между сторонами — была лишь вопросом времени и существенно увеличит поставки российского газа в Китай.
Новая ветка будет намного протяжённее, её длина будет составлять примерно 6 700 километров и в настоящее время с Монголией проводятся окончательные консультации по поводу приложения маршрута. Экономика Монголии будет получать за транзит финансовые отчисления, поэтому заинтересованность в реализации проекта со стороны монгольских политиков довольно высокая. Ещё больше в этой трубе заинтересованы политики из Китая, ведь поставки российского газа в таком случае удвоятся.
Премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ сообщил газете Financial Times, что технико-экономическое обоснование проекта уже подготовлено и оговорены сроки начала строительства в 2024 году (источник: статья «Московский комсомолец»). Политик высказал желание побыстрее начать получать транзитные сборы в бюджет, которые бы помогли развитию монгольской экономики после некоторого спада.
Существующей ветки «Сила Сибири» уже не хватает, увеличение транзита по трубе до 48 млрд. кубометров газа в 2022 году не в состоянии обеспечить растущую потребность Китая в природном газе, поэтому китайские политики следят за скорейшим завершением строительства новой ветки, которая дала бы ещё 50 млрд. кубометров в год, суммарно составляя уже около 100 млрд. кубометров. В Китае отмечают, что строительство газопровода продвигается по запланированному графику.
Россия является второй в мире по добыче газа (как и нефти) и его поставки в Европу в настоящее время осложнены целым рядом факторов, а если на каком-то рынке берут слишком большую «мзду», или есть лихие люди на дорогах — то конечно торговать с такими образованиями никто не будет, купцы просто не рискнут везти туда свою продукцию, чтобы не потерять торговые колесницы и ладьи в бесконтрольномъ захолустье.
Так-же и современные российские компании не захотят нести издержки на нестабильных рынках европейского направления, газовщиков это уже коснулось, они перенаправляют газ в Азию, а излишки можно переводить в СПГ. Остальные отрасли тоже поступают аналогичным образом — это вполне закономерно.
В настоящее время строительные работы в Монголии уже ведуться на узловых приёмных станциях, одним словом проект уже давно перешагнул стадию согласования в практическую плоскость, обсуждаются лишь технические детали, а приёмные станции уже возводятся. По словам главы МИД Монголии Батмунийн Батцэцэг строительство на монгольском участке газопровода из России в Китай — идёт по графику (источник: статья «РИА Новости»).
Осталось только усмехнуться: в Европе пытались сделать вид, что если они не будут покупать российский газ — то этого никто не сделает, а на самом деле другие страны с удовольствием перенаправляют себе освободившиеся от европейского рынка объемы российского газа. Полугодовые контракты предполагают интересную скидку, поэтому если использовать российский газ в экономике, то финансовой прибыли можно получить намного больше.
Как говорил Ф. Ларошфуко: Не быть жадным — уже богатство, поэтому не нужно беспокоиться по поводу демпинговой скидки на полугодовые контракты на китайском энергетическом рынке, стоимость сырья ведь заметно выросла и за счёт этого расходы будут компенсированы, зато появляется возможность более стабильных торгово-экономических отношений, что явно открывает новые горизонты.