Газпром попытается выйти из тупика в решении CJEU по OPAL
Пока газопровод «Северный поток-2» не будет запущен, «Газпром» сможет транспортировать газ с «Северного потока-1» по газопроводу EUGAL, то есть по строящемуся береговому ответвлению газопровода в Балтийском море. «У Газпрома есть возможность решать свои проблемы, и он обязательно выберет те, которые ему наиболее выгодны»
Что означает для европейского газового рынка решение CJEU по OPAL? Изменит ли это его каким-то образом?
Не слишком много на разовой основе — с осени 2019 года мощность OPAL, доступная Газпрому, была ограничена из-за решения Суда Европейского Союза, которое теперь подтверждено, и с начала 2020 года Газпром отправляет объемы газа, которые не могут быть отправлены по параллельному газопроводу EUGAL, который уже является береговой веткой Северного потока 2. Однако кое-что реальное может измениться, когда речь идет о возможности поставок российского газа через Балтийское море после запуска Северного потока 2 и выйдет на полную мощность, а когда начнет использоваться в полную силу — тогда EUGAL, вероятно, будет использоваться только для нужд газа из Северного потока-2, а по Северному потоку-1 можно будет отправить около 12,5 млрд куб. газа. Нынешнее постановление также снизит возможность транспортировки газа по трансбалтийскому маршруту вдвое, но только с момента полного запуска «Северного потока-2».
Может ли «Газпром» как-то увеличить мощности OPAL выше 50 процентов, несмотря на решение CJEU?
Возможно, вначале стоит четко сказать, что речь идет не о полных 50 процентах мощности OPAL (вся пропускная способность маршрута составляет около 36 миллиардов кубометров), а о 50 процентах мощности OPAL, выделенных «Газпрому» в точке Брандове (где 50 процентов — это около 12,5 млрд кубометров).
Таким образом, есть способы увеличить имеющиеся у «Газпрома» мощности в OPAL — согласно первоначальному решению Европейской комиссии, он может использовать всю мощность, если будет реализован так называемую программу пропуска трех миллиардов кубических м. газа — например, через аукционы. Однако пока "Газпром" не решил этого сделать. Также можно ожидать, что будет подана новая заявка, чтобы исключить все возможности OPAL из-под обязательства применять правила ЕС, в надежде, что немецкий регулирующий орган и Европейская комиссия рассмотрят его, на этот раз с учетом принципа энергетической солидарности. В этом случае нельзя исключать вариант положительного решения об исключении — хотя кажется, что это будет нелегко, и Европейская комиссия, после своего недавнего опыта и решений CJEU, безусловно, будет очень осторожна с такими выводами.
Как это может повлиять на будущее и запуск «Северного потока — 2»?
В решении CJEU подтверждается важность принципа энергетической солидарности как не только политической, но и правовой концепции. Как следствие, этот принцип, безусловно, необходимо будет учитывать в процессе применения законодательства ЕС в случае Северного потока 2 — это дополнительно затруднит предоставление каких-либо исключений для этого газопровода и еще больше усложнит положение Газпрома.