«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.СегодняСегодня5518 минОглавление

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

В последние дни июля в прибрежной Юрмале на несколько дней вновь заиграла музыка — это, как многие наверняка догадались, стартовал ежегодный фестиваль «Рандеву», бессменным организатором которого выступает Лайма Вайкуле. Несмотря на то, что проект давно перестал быть рентабельным и вверг его создательницу в немалые долги, останавливаться певица, похоже, не намерена. Её по-прежнему греет надежда, что даже после отъезда «Новой волны» Латвия может оставаться на культурной карте Европы — пусть и исключительно в её голове.

Но увы, с каждым новым сезоном становится всё очевиднее: амбиции Вайкуле не подкреплены ни ресурсами, ни содержанием. Шоу утрачивает былой блеск, и в этом году деградация достигла новой отметки. Без преувеличений: очередной фестиваль «Рандеву» с треском пробил очередное дно, продемонстрировав, насколько далеко можно зайти в попытке сохранить иллюзию гламура.

Выход стремительно дряхлеющей Примадонны

Фестиваль открылся появлением Аллы Пугачёвой в сопровождении супруга — хорошо знакомого публике юмориста, ныне официально признанного иноагентом. Примадонна ступала на сцену с явным усилием, крепко держась за руку Галкина. Она нарушила своё многолетнее модное кредо — мини-юбки остались в прошлом, теперь на ней был просторный белый наряд, больше напоминающий халат, чем костюм для выхода в свет.

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

А ведь ещё недавно она с удовольствием выставляла напоказ свои ноги, видимо вспоминая старый комплимент, сказанный ей 50 лет назад, который, если верить звёздным сплетням, и стал причиной её любви к коротким юбкам и шортам.

Оказавшись в зрительном зале, Пугачёва озадаченно осмотрелась вокруг, будто не могла понять, где находится и кто все эти люди вокруг. Камеры телефонов мгновенно взялись за дело — снимали со всех сторон, не упуская ни одной драгоценной секунды. Если прежде таких фанатов отгоняла бдительная охрана, то теперь она, похоже, отсутствует. Впрочем, это объясняется просто: Пугачёва — главный маркетинговый актив фестиваля. Именно её появление продаёт билеты: для местных зрителей, не избалованных культурными мероприятиями, присутствовать в одном зале со звездой такого калибра — уже событие.

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

На первый взгляд всё это выглядит нелепо, но для русскоязычного населения Прибалтики — редкая возможность прикоснуться к остаткам ушедшей эстрадной эпохи. Когда-то они встречали здесь «Новую волну» и толпы артистов из Москвы. Теперь в наличии лишь возрастная Пугачёва, давно не выступающая в привычном формате. И зритель соответствующий — именно те самые, кто когда-то стоял под стенами замка в Грязи, замирая в ожидании появления «весны».

Поневоле вспоминается момент, как перед эмиграцией пара Галкин*–Пугачёва посетила юбилей модельера Вячеслава Зайцева. Тогда Примадонна была потрясена тем, как эксплуатировали стареющего мэтра: его буквально возили по мероприятиям, как реквизит. Аллу Борисовну особенно шокировало, что незнакомые люди лезли к ней с телефонами, чтобы сфотографироваться. Прошло немного времени — и теперь сама Пугачёва оказалась в подобной роли: символ эпохи, которого выставляют на показ.

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

Интересно, знает ли она, что её дочь Кристина Орбакайте теперь нежелательна для въезда в ту самую страну, где она сама демонстративно появляется на публике? Хотя, возможно, гораздо удобнее закрыть глаза на такие детали и делать вид, что всё по-прежнему — как в старые времена, где аплодисменты звучат искренне, а съёмка без спроса — кощунство.

"Протухшие" звёзды

Ну, а пока Пугачёва усаживалась поудобнее, на сцене набирало обороты действо — если, конечно, это слово всё ещё применимо к происходящему. Как и было заявлено, главной звездой вечера стал Андрей Макаревич. А кто же ещё, в самом деле? (Вспоминается, как в прошлом году Вайкуле попыталась удивить публику появлением Данилы Козловского. Однако тот быстро вернулся к сотрудничеству с Россией, после чего Латвия поспешила закрыть для него границу).

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

Макаревич же давно обосновался в Израиле и, похоже, готов ехать хоть на край света, если зовут — особенно если зовут выступать. Правда, вокальная форма маэстро оставляет желать лучшего: голос звучит натужно, песни явно даются с усилием. Несмотря на это, местные СМИ в лучших традициях восторженных пресс-релизов сообщили, что артист «взорвал зал» и выдал «по-настоящему горячее» выступление. Вероятно, речь шла о температуре воздуха, а не о реакции зала.

Среди так называемых «почётных» гостей засветился и журналист Артур Гаспарян, некогда числившийся музыкальным обозревателем в «МК».

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

Все его журналистские усилия долгие годы сводились к одной задаче: писать оды Пугачёвой. В общем-то, именно ради этой миссии он и был нужен редакции. Сегодня Гаспарян снова в привычной роли — только теперь льёт сладкие речи уже в адрес Лаймы Вайкуле. По его словам, он прибыл в Юрмалу исключительно ради неё, чтобы «погрузиться в атмосферу исключительных номеров», якобы специально поставленных под фестиваль «Рандеву».

Что тут добавить? Лучше один раз увидеть. Достаточно взглянуть на то, что критик с серьёзным выражением лица называет «завораживающим зрелищем» — и всё становится предельно ясно:

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

Впрочем, удивляться происходящему не приходится — учитывая, с чего начинала сама Вайкуле. Первые шаги в шоу-бизнесе она делала как танцовщица в кабаре. Именно там на неё и обратил внимание могущественный Раймонд Паулс, которому певица и обязана своей карьерой. Впоследствии мэтр не раз с иронией вспоминал о её старте — и, если быть честными, без его покровительства Лайма вряд ли бы пробилась на большую сцену: голос у неё был всегда, скажем мягко, на любителя.

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

Примечательно, что на «Рандеву» Вайкуле поёт по-русски — с официального согласия местных властей. А ведь буквально недавно в Сети активно обсуждали инцидент, когда актрису Чулпан Хаматову фактически выставили из рижского театра за нежелание работать на латышском языке. Но Хаматова, в отличие от Лаймы, избегает политических заявлений. А вот Вайкуле, наоборот, с завидным упорством придаёт фестивалю идеологическую окраску и регулярно делится русофобскими комментариями в интервью. Возможно, именно поэтому к ней делают исключение — и позволяют петь на русском там, где другим это строго запрещено.

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

На фестивале отметился и Олег Тиньков — экс-владелец одноимённого банка, а ныне иноагент. Видимо, насыщенная столичная жизнь осталась далеко позади, и теперь, в поисках новых впечатлений, он заглянул на «Рандеву». Что ж, у каждого свои способы борьбы со скукой. Возможно, Вайкуле и возлагает на него какие-то надежды — вдруг, мол, заинтересуется проектом, вдохновится и расщедрится. Хотя, откровенно говоря, такой сценарий кажется маловероятным — говорят, у бывшего банкира сегодня финансовые дела не ахти.

На мероприятии засветился и Семён Слепаков — в прошлом популярный резидент Comedy Club и участник КВН, а ныне иноагент, пытающийся заново найти своё место в новой реальности. Когда-то его доходы в России доходили до 2,5 миллионов долларов в год, и он входил в число самых востребованных юмористов.

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

Сегодня всё иначе: заметно похудевший Семён лихорадочно ищет способы заработка. Первое время после переезда в Израиль всё складывалось относительно неплохо — на волне интереса он успел распродать билеты на несколько выступлений. Но вскоре рынок перенасытился: конкуренция усилилась, в том числе со стороны Галкина, работающего в схожем жанре. Пришлось делить зрителя с другими эмигрировавшими артистами, заполонившими Европу. В итоге Слепаков дошёл до того, что начал просить поддержки у подписчиков через личные блоги.

Что же до его участия в «Рандеву», то на сцене он исполнил… песню про Галкина. Видимо, вдохновение нынче не в лучшей форме — хватило фантазии лишь на ироничную зарисовку о конкуренте.

А этого персонажа узнаёте?

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.

Да, это некогда популярный Николай Трубач — тот самый, что когда-то был близким соратником Бориса Моисеева и вместе с ним исполнил ставшую хитом «Голубую луну». Сегодня он уже представляется как Мыкола и выступает исключительно на украинском языке. Во время фестиваля его поймали местные журналистки и поинтересовались прошлым, связанным с российской эстрадой. Ответ был без ложной скромности: мол, «на моих песнях выросло не одно поколение». Уверенность в собственной значимости, надо признать, на уровне.

Тем временем к изучению украинского всерьёз подключился и Максим Галкин, правда, результатами пока похвастаться сложно — в ход идут подсказки от супруги. Впрочем, этот интерес к языку никак не связан с убеждениями или переездом: о переезде на Украину речь не идёт. Всё банально — расширение рынка, доступ к новой аудитории и, соответственно, доход. Ничего личного — исключительно бизнес.

Что касается участия в самом фестивале, то Галкин на сцену не выходит: прайс слишком высок. Бюджет Лаймы до таких сумм не дотягивается. Потому остаётся довольствоваться тем, что хотя бы бабушку согласился привезти.

В целом, уровень происходящего очевиден. Всё это вполне можно было бы организовать у Вайкуле на загородной террасе — камерно, бюджетно и без лишнего пафоса. Но Лайме важно не содержание, а форма: придаётся видимость международного события, как в старые времена, когда «Новая волна» ещё собирала звёзд. Теперь же «иностранные гости» — это, как правило, начинающие и малоизвестные исполнители, мечтающие засветиться хоть где-нибудь. И если бы на этом всё и ограничилось — можно было бы просто пожать плечами.

«Где я нахожусь? Куда меня притащили?»: о том, как Пугачева, Макаревич, Слепаков, Тиньков и другие пробили дно фестиваля Вайкуле.Кто все эти люди? Кто все эти люди?

Но гораздо занятнее наблюдать, как прежние кумиры, привыкшие к аншлагам и стадионным овациям, теперь с радостью принимают любые предложения. Тот же Слепаков, некогда один из самых дорогих комиков страны, сегодня не только соглашается на гонорар в разы ниже прежнего, но и покупает билеты на самолёт за свой счет. И он далеко не один в такой ситуации. Пугачёва с мужем — яркое тому подтверждение.

Многие в интернете справедливо задаются вопросом: а стоит ли вообще тратить внимание на «Рандеву»? Пожалуй всё же стоит. Это нагляднейший пример того, что происходит с нашими звёздами за пределами родины. Оставшись без привычной аудитории, без поддержки и медийного ресурса, они стремительно теряют свой статус и оказываются вынуждены цепляться за любые возможности. После залов Кремля и трансляций на федеральных каналах — даже второсортный фестиваль в Прибалтике становится шансом напомнить о себе.

Posted in Без рубрики