Гегемония и контргегемония. Влияние культуры на политику.
Кажется, носители нетрадиционной идеи доминируют в мире. Точнее, в передовых странах мира, в первую очередь – в западных странах. Например, в США. Политики, журналисты и деятели искусства западного мира — в определенной степени, нетрадиционные. Преподаватели западных вузов – в определенной степени, нетрадиционные. Вы спросите – а военные? Отвечаю — с 2018-го года трансгендеры в США смогут подавать документы для военной службы. А пост министра армии США (гражданского руководителя сухопутных войск) занимает открытый … впрочем, ладно. Короче, у военных Запада тоже обозначился в определенной степени, нетрадиционный вектор. Говорю это без всяких оценок и эмоций, просто констатирую факт. После того, как человек произошел от обезьяны (я ставил на лошадь), меня уже ничего не удивляет. Но вот научный интерес есть — как так произошло, если западная цивилизация была весьма традиционна.
Конечно, ответить непросто, но я хотел указать на одного товарища, который может внести в прояснение духовной ситуации сегодняшнего дня свою посильную лепту. Знакомьтесь, Антонио Грамши — итальянский коммунист. Советую почитать работы этого человека, ту же «Революция против "Капитала"» (в СССР не публиковалась из-за цензуры). В работе анализ революционной практики российской ВКПб, которая, вопреки классическому марксизму, сделала упор не на базис общества, а на его надстройку.
Грамши — известный методолог революционных процессов, он рано начал раздумывать об эффективных способах реализации левых идей. Грамши считал, что экономическое и политическое лидерство класса базируется на его культурном, интеллектуальном лидерстве. Поэтому, согласно Грамши, пролетарская революция должна начинаться с просветительства. Благодаря культурной революции массы перейдут «из тени в свет» и власть сама спустится в руки группы революционеров. Метод этот сейчас в академической среде называется «грамшизмом» — захват власти культурной, власти над умами людей в качестве предпосылки захвата политической и экономической власти.
Основным атрибутом грамшизма является понятие о «гегемонии». Гегемония — это культурная повестка, которая постепенно и исподволь навязывается и, затем, превалирует в обществе. Реализацией гегемонии является идейное воздействие на общественное сознание при помощи широкого, максимально публичного дискурса: СМИ, художественная и научная литература, кинематография и ТВ. Туда акторами и бросаются основные ресурсы, которые после победы возвращаются сторицей.
Не знаю, насколько прав товарищ Грамши, но вот вспомнилось мне по этому поводу следующее. На выборах в Раду (Украина), с 90-х поначалу побеждали выходцы из «пророссийского» Юго-Востока. Они же и забирали себе самые выгодные комитеты – экономика, финансы, силовики. А представителям маргинального Северо-Запада кидали всякую ерунду – культуру, образование, СМИ. И что получилось в итоге?
Ну и самое главное. Из сказанного выше можно догадаться, что «контргегемония» — это оппозиция доминирующей культурной повестки. Сегодня эта оппозиция связана с традицией, которая так просто сдаваться не собирается. А времена-то на носу не простые – времена-то NBIC-технологий. Берем попкорн!
p.s. из википедии
«Культурный марксизм — теория заговора, представляющая Франкфуртскую школу частью существующего движения, направленного на уничтожение западной культуры».