Авторынок в коме: Гендиректор «Соллерс» предупредил о затяжном кризисе
Почему даже снижение ставки ЦБ не спасет российский автопром?
«Сейчас авторынок находится в очень тяжелом положении. Восстановление спроса в ближайшей перспективе маловероятно», — заявил гендиректор группы компаний «Соллерс» Николай Соболев.
Первый квартал 2025 года стал для отечественного автомобилестроения периодом резкого спада. Продажи легких коммерческих автомобилей «Соллерс» сократились на 35% — до 4,5 тыс. единиц. Этот показатель контрастирует с амбициозными планами компании, которая ранее намеревалась увеличить производство до 100 тыс. машин ежегодно. Ситуацию усугубляет финансовая неспособность части клиентов обновлять автопарки из-за высокой ключевой ставки и удорожания лизинговых программ.
Кризис стал итогом многолетних стратегических просчетов. До 2022 года компания, находившаяся под контролем Вадима Швецова, делала ставку на сотрудничество с западными производителями. Однако зависимость от иностранных технологий привела к утрате собственных компетенций. Яркий пример — модель УАЗ, требующая глубокой модернизации. «Время упущено. Автомобильный ряд необходимо разрабатывать с нуля», — констатируют в отрасли.
«Новое руководство приняло единственно верный план: брать китайские автомобили и постепенно проводить локализацию», — отмечают эксперты, комментируя смену стратегии после ухода Швецова в 2022 году.
За два года «Соллерс» добился заметных результатов. На Заволжском моторном заводе начался выпуск российской коробки передач, а инвестиционная программа по замене китайских компонентов на отечественные реализуется при поддержке льготных кредитов Фонда развития промышленности. Эти шаги рассматривались как модель для импортозамещения в автопроме.
Однако планы столкнулись с новыми вызовами. В Центробанке заявили о «перегреве» в машиностроительном секторе, рекомендовав компаниям снизить темпы инвестиций. Позиция регулятора, считающего приоритетными только нефтегазовый экспорт, ставит под вопрос дальнейшую локализацию. «Технологический суверенитет ЦБ не интересует. В любой момент он может «выключить» экономику», — резюмируют в отрасли.
Финансовые власти игнорируют парадокс: искусственное сдерживание развития автопрома происходит на фоне рекордного падения спроса. Предприниматели оказались в ловушке — даже при гипотетическом снижении ставки восстановление доверия к долгосрочным проектам потребует лет. Опыт последних трех лет показывает: инвестиции в производство всё чаще воспринимаются как рискованная авантюра на фоне непредсказуемой регуляторной политики.