Геополитическое смыслы философии Аль-Фараби
Мусульманский мыслитель Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби (870-950) для Казахстана – во многом культовая фигура. Уроженец поселения, находившегося на территории современного южного Казахстана (Фараб, совр. Отрар), Аль-Фараби получил глубокое философское, математическое и естественно-научное образование в Багдаде, обучаясь, в том числе, у христианских мыслителей. Труды Аль-Фараби посвящены проблемам метафизики, религии, политики, логики, астрономии и т.д.
Значительный вклад в изучение и популяризацию взглядов Аль-Фараби в Казахстане внёс доктор философских наук проф. Жакыпбек Алтаевич Алтаев, один из ведущих специалистов по национальной философии. О важности обращения к мудрому наследию Аль-Фараби говорил президент республики Касым-Жомарт Токаев. Научно-практические мероприятия, посвящённые философии Аль-Фараби, регулярно проводятся в Казахстане, а также в России – при соучастии казахстанской стороны.
В современном Казахстане философское наследие Аль-Фараби рассматривается преимущественно в тюрко-исламском контексте. Между тем, оно может служить и прочным интеллектуальным фундаментом для взаимного осмысления Казахстаном и Россией своего положения в быстро меняющемся мире, который сейчас переживает болезненный переход к следующему долгосрочному геополитическому циклу. Предыдущий 500-летний цикл начался с открытия Колумбом Америки и резким геополитическим возвышением Европы, а затем США как цивилизационно-политического продолжения Европы. Следующий 500-летний геополитический цикл принесёт снижение авторитета коллективного Запада (начало этого процесса заметно уже сейчас) и возвышение Азии.
Под Азией в данном случае подразумевают Индию и Китай, но с их возвышением в фокус мировой политики попадут другие страны Азии, в том числе мусульманские. Степень внешнеполитического, внешнеэкономического и культурного взаимодействия России с этими странами неизбежно возрастёт, что потребует выработки нового видения и новых смыслов такого взаимодействия. Философия Аль-Фараби может служить для этого точкой соприкосновения и интеллектуальной матрицей взаимопроникающего осмысления места и роли России и республик Средней Азии в формирующейся картине мира.
Западные эксперты в оценках политики России в странах Средней Азии рекомендуют Москве идти по пути либерализации отношений с тамошними элитами, отхода от жёстких политических и экономических схем и негибких идеологических конструкций. Вполне очевидно, что под этим подразумевается согласие России на присутствие западных геополитических игроков у своих южных рубежей. Подобные рекомендации Запада служат сигналом национальным элитам о том, что США и ЕС поддержат диверсификацию отношений среднеазиатских республик во избежание их «чрезмерной» зависимости от России. Такая диверсификация автоматически ведёт к активизации агрессивных действий Запада у границ России и для западной политики не существует геополитически нейтральной диверсификации международных отношений той или иной страны.
Под подобной диверсификацией заложена соответствующая идеология – родившаяся из либерализма западного толка идеологема о предельной индивидуальности, перенесённая на политическую почву. Современный западный взгляд, основанный на науке Бэкона, Ньютона и т.п., подчёркивает главенство частей целого над этим целым. Откол частей (постсоветских республик) от геополитического целого (Евразии) Запад обосновывает не только политически, но и идеологически, подводя соответствующий философский базис.
Философия западного либерализма развилась из атомистической философии Демокрита. Демокритовский атомизм, постулирующий наличие не только атомов, но и, что важно, межатомных пустот, определил внутреннее содержание западной геополитики. Если есть атомы и пустоты, значит, всё в этом мире на них разложимо, а сами атомы по мановению некоего вихря (так учили Левкипп и Демокрит) способны соединяться во что угодно.
Нет ничего неделимого и конечного, всё делимо и бесконечно. Отсюда родилась теория прогресса как бесконечного линейного процесса, сформулированная в Новое время. Это прямая антитеза платоновско-аристотелевской философии и, далее, философии неоплатоников (Плотин, Ямвлих), на которой основана христианская догматика. Платоно-аристотелевская философия – краеугольный камень католической схоластики, она же – неотъемлемая часть православной теологии.
Для платоно-аристотелевской мысли циклический процесс телеологичен (стремится к внутренне присущей цели), линейный процесс бесконечен и бесцелен. Западный либерал-атеизм изгнал из западной культуры философию Платона и Аристотеля, погрузившись в полный атомизм. На выходе имеем картину мира глазами Запада: всё разложимо на запчасти, от цивилизации до человека, и нет ничего естественно-целого, всё естественно-атомарно и пребывает в пустоте. Это и есть эпистемологический фундамент западной геополитики, в границах которого обретается современная геополитика как таковая.
Аль-Фараби называли «вторым учителем». Первым был Аристотель, труды которого Аль-Фараби изучал, переводил, популяризировал. Он искал не различия между философскими теориями Платона и Аристотеля, на чём любили останавливаться многие авторы, а на их совпадении, коих было больше, чем различий. Платон и Аристотель для Аль-Фараби – это непрерывная мыслительная традиция, дающая полноценный взгляд на мироустройство.
Платон и Аристотель дали миру вертикальное измерение бытия, где на верху – Бог, ниже Его – эманации Божественных энергий. Чем ниже ступень, тем меньше в тех, кто там находится, присутствует Божественное. Философия Аль-Фараби – так же вертикальна («второй учитель» не может противоречить первому).
Своей вертикальностью философия Аль-Фараби противоположна философии западного либерализма, в том числе в его политическом измерении. Философия Аль-Фараби – это философия холизма (целостности), философия либерализма – атомарна и узко индивидуальна. Как несовместимы с идеологией современного Запада Платон и Аристотель, так же не совместим с ней и Аль-Фараби. «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля и трактаты Аль-Фараби «Гражданская политика» и «О взглядах жителей добродетельного города» – это одна и та же философская традиция. О совершенном Граде Аль-Фараби мыслил в тех же парадигмах, что и «первый учитель» (Аристотель) и учитель «первого учителя» (Платон). Совершенный Град Аль-Фараби так же иерархичен и вертикален в своём общественно-политическом и религиозном устройстве, как и идеальное государство Платона.
Обращение к наследию Аль-Фараби – это наполнение евразийской геополитики холистскими смыслами. Русская геополитика тоже холистская по своей сути. Евразия мыслится как целостный по своему характеру континент-цивилизация, не подлежащий атомарному разложению на конкурирующие осколки. Части не могут быть важнее целого, а Целым (с большой буквы) здесь является политическая, экономическая и культурная самодостаточность Евразии, чьи геополитические границы практически совпадают с границами бывшего СССР.
Философия Аль-Фараби даст внутреннее восприятие раздробленности постсоветской Евразии как неестественного явления, а восприятия теории атомарности всего и вся – как отклонения от сути вещей. Нельзя дробить Евразию – она целостна, потому что нельзя вести отсчёт её истории от момента возведения европейскими философами Нового времени демокритовского атомизма в степень радикального либерал-индивидуализма атеистического толка, прикрываясь которым, Запад обосновывает своё вмешательство во внутренние дела евразийских государств. Западная цивилизация не настолько древняя, чтобы покушаться на холистские смыслы Евразии.
Западная теория прав человека покоится на философии либерализма. Суть этого явления метко описал американский социолог Иммануил Валлерстайн: «26 августа 1789 г. французское Национальное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. С тех пор и доныне она остается символическим утверждением того, что мы теперь называем правами человека… у кого есть моральное (и юридическое) право давать перечень таких прав? Если одна группа прав приходит в противоречие с другой, какая из них имеет приоритет, и кто это решает? Являются ли права абсолютными, или же они ограничены некими рациональными оценками последствий их применения? Эта последняя дилемма отражена в известном заявлении судьи Оливера Уэнделла Холмса, что свобода слова не предполагает права заорать «Пожар!» в переполненном театре). И, самое главное, кто имеет право пользоваться правами человека?»
Если права человека не имеют абсолютного характера, тогда их приложение к каждой ситуации зависит от личных культурных установок и систем воспитания. Продолжая логический ряд: принуждение к трактовке понятия прав человека так, как их трактует тот, кто принуждает к этому других, есть принуждение представителей других культур подстраиваться под чужую культурную матрицу.
У республик Средней Азии есть своя культурная матрица – евразийская. Одной из её ярких граней является философия Аль-Фараби. Этот мыслитель в равной мере принадлежит всему тюркскому миру и сопричастен персидской философии, что имеет, в свою очередь, отношение к Таджикистану.
Прочтение Аль-Фараби даёт совершенно иной взгляд на нынешнее мироустройство, чем то, которое пропагандирует Запад. Платон был непримирим к атомизму Демокрита. Аристотель тоже его не жаловал. Запад превратил демокритовский атомизм в идеологическое оружие и активно им пользуется в информационной войне против Евразии.
Философия Аль-Фараби – противоядие от либерализма. Либерализм разлагает общество на атеистические атомы и «переваривает» их. Холизм ведёт родословную человека от Бога и ставит целое выше его частей. Сама геополитическая обстановка у евразийских рубежей указывает на востребованность и актуальность философии Аль-Фараби как для Казахстана, так и для других республик Средней Азии.
Владислав Гулевич