Гибель «Ямато». Ровно 80 лет назад американцы утопили самый большой линкор в истории, уничтоженный в бою. Как это было?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Гибель "Ямато". Ровно 80 лет назад американцы утопили самый большой линкор в истории, уничтоженный в бою. Как это было?СегодняСегодня4504 минДаже по нынешним меркам "Ямато" был настоящим монстро. 73000 тонн водоизмещение, главный калибр из 9 орудий 460-мм, 12 155-мм орудий, более 40 зенитных установок от 125-мм, до 25-мм, 2 гидросамолёта с торпедами. Но это ему не помогло. Рисунок ВМС СШАДаже по нынешним меркам "Ямато" был настоящим монстро. 73000 тонн водоизмещение, главный калибр из 9 орудий 460-мм, 12 155-мм орудий, более 40 зенитных установок от 125-мм, до 25-мм, 2 гидросамолёта с торпедами. Но это ему не помогло. Рисунок ВМС США
Накануне случилась достаточно памятная дата в истории морских войн. Ровно 80 лет назад американские торпедоносцы и бомбардировщики отправили на дно красу и гордость императорского флота, самый большой из построенных до Второй мировой войны боевых линкоров — "Ямато". Это был поистине гигантский корабль для тех лет, почти в полтора раза превосходивший по водоизмещению американские линкоры класса "Айова". В начале 1934 года, после рассмотрения сразу нескольких глобальных корабельных программ и более двух десятков вариантов флагманского линкора, японское Морское министерство остановилось на проекте "A-140-F5". Для небольшой и сравнительно бедной Японии это был замах уровня космической программы. Пришлось не только выкладывать во многом неподъемные для страны средства, но и перекраивать практически всю судостроительную индустрию. Первенец серии, тот самый "Ямато", был заложен в сухом доке Куре, в ноябре 1937 года. Военные корабли тогда строили заметно быстрее, чем сейчас , и уже к декабрю 1941, когда на суше шла грандиозная Московская битва, японцы приняли корабль на службу, но ещё долго достраивали и даже слегка перестраивали из-за новых реалий морской войны.
Картинка MilitaryvikiКартинка Militaryviki
В силу различных обстоятельств, "Ямато" достаточно долго не принимал участия в настоящем деле и даже был поврежден торпедной атакой американской подводной лодки в ходе весьма заурядной миссии. В итоге, свой первый настоящий бой линкор принял лишь в ходе битвы за Филиппины, да и то, без особого блеска. Время огромных артиллерийских лоханок явно уходило. В октябре 1944 года Императорский флот получил мощный удар, потеряв систершип "Ямато", однотипный линкор "Мусаси", и это сделало японских адмиралов ещё более осторожными. В ходе колоссального сражения за залив Лейт (самой крупной морской битвы в истории) "Ямато", наконец, совершил первое попадание в американский корабль, но японцы в итоге так и не достигли целей, хотя общая диспозиция к этому явно располагала. Именно тогда про "Ямато" впервые начали говорить, что, цитата : На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор "Ямато".
Реальных фото "Ямато" сохранилось не так много. Но в памяти он остался как самый огромный и наиболее бесполезный боевой корабль. Хуже выступил только его "систершип" "Мусаси. Фото госархив ЯпонииРеальных фото "Ямато" сохранилось не так много. Но в памяти он остался как самый огромный и наиболее бесполезный боевой корабль. Хуже выступил только его "систершип" "Мусаси. Фото госархив Японии
В январе 1945 года корабль встал на очередную модернизацию и лишь в апреле смог снова выйти в море. Тогда-то и случился последний поход "Ямато", в сопровождении лёгкого крейсера и 8 эсминцев, вошедший в историю как "Операция Тэн-Го". По сути, это был акт коллективного самопожертвования, дабы не дать американцам высадиться на Окинаве. Боевая задача у "Ямато" отдавала мистикой и фатализмом. Он должен был выброситься на мель, и сдерживать натиск превосходящих сил США до тех пор, пока не будет уничтожен. Линкор отправился в последнюю самоубийственную миссию без авиационного прикрытия, о его о каждом его шаге было известно тихоокеанскому командованию ВМС США, его отслеживали американские субмарины и гидросамолёты от первой до последней минуты. Днём 7 апреля 1945 года с палуб авианосной группировки под командой вице-адмирала Марка А. Митчера в воздух поднялись более 200 ударных самолётов, включая бомбардировщики и торпедоносцы. Несколькими страшными волнами они обрушились на гигантский японский корабль, со всех сторон жаля его своим оружием.
Последний бой Ямато. Картинка Wallpaper JapanПоследний бой Ямато. Картинка Wallpaper Japan
Более двух часов линкор подвергался яростным атакам американской авиации. В первые же полчаса боя он был поражен десятком торпед, а во второй волне против него начали применять многочисленные 250 кг бомбы. Через несколько часов гигант затонул после взрыва погреба основной башни, утянув за собой адмирала Ито и большую часть своих матросов. До сих пор "Ямато"лежит на глубине более 300 метров между островом Кюсю и островами Рюкю. Вместе с ним были утоплены один крейсер и три эсминца. Спасти удалось лишь 269 человек. 3063 члена экипажа погибли. Американцы в итоге потерями 58 самолётов, что казалось вполне приемлемой ценой за уничтожение такого мастодонта.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Поддержите автора, если есть такая возможность. Кнопка поддержки чуть ниже справа.