Гибель ракетоносца: Россия пропустила удар хуже терактов на Крымском мосту
Очередная диверсионная вылазка украинцев привела к уничтожению сверхзвукового самолёта. Украинским диверсантам удалось нанести России по-настоящему тяжёлый удар. Небольшой беспилотник атаковал военный аэродром Сольцы в Новгородской области. Почему эти самолёты так важны для России и что делать, чтобы такие ситуации не повторялись?..
Жертвой атаки стал дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3. Министерство обороны России подтвердило эту информацию.
«Киевский режим совершил террористическую атаку с применением БПЛА коптерного типа на военный аэродром в Новгородской области. БПЛА был обнаружен расчётом поста внешнего наблюдения аэродрома и поражался из стрелкового оружия. На территории аэродрома возникло возгорание на стоянке самолётов, которое было оперативно ликвидировано. Повреждение получил один самолёт, пострадавших в результате террористического акта нет», – говорилось в сообщении, опубликованном официальным Telegram-каналом военного ведомства 19 августа.
О том, насколько формулировки военных соответствовали фактическим последствиям удара, можно судить на основании фото с места инцидента.
Очевидно, что в результате нападения ракетоносец Ту-22М3 был повреждён на 99,9% – попросту говоря, уничтожен.
Из сообщения Минобороны, утверждающего, что охрана базы пыталась спасти уникальный самолёт, стреляя по дрону из автоматов, можно предположить, что противодроновой защиты на объекте нет. Но у солдат должны быть противодроновые ружья, которые сейчас массово поставляются на фронт волонтёрами. Так же как не было и пассивной защиты ракетоносца, стоявшего в открытом сверху капонире (укрытии), образованном земляной насыпью.
Где укрытия?
О бетонных укрытиях для нашей боевой авиации обозреватели, блогеры и военкоры пишут – да что там, в голос кричат – уже не первый год.
«Острая необходимость укрытий для самолётов впервые выявилась ещё в Сирии во время атак на авиабазу Хмеймим. С началом СВО это стало ещё более актуальным после попыток поразить аэродромы стратегической авиации. Как с проблемой обстоят дела сейчас – видно на фото: над самолётом нет даже навеса», – прокомментировал гибель ракетоносца Telegram-канал «Рыбарь», автор и ведущий которого Михаил Звинчук является профессиональным военным.
Аналогичным образом видит ситуацию и бывший депутат Верховной рады Олег Царёв, не принявший майданный переворот 2014 года.
«Я устал уже писать про капониры для самолётов. На Украине, кстати, они есть. Во всём мире они есть. На всех военных аэродромах мира. А у нас? На стоимость одного потерянного самолёта можно было построить ангары для всех военных самолётов на всех военных аэродромах России. Но мы продолжаем терять уникальные самолёты», – написал политик в своём Telegram-канале.
Примечательно, что разрабатывать технологии создания таких укрытий не надо. Городить кустарщину тоже надобности нет. В СССР все необходимые исследования уже были проведены, все нужные расчёты сделаны и огромное количество укрытий было построено. Проблема только в том, что после распада Союза они остались в Прибалтике и на Украине.
Всё, что надо – это взять чертежи арочного укрытия типа 2А/13 и повторить его в упрощённом виде.
Советский проект можно радикально упростить, отказавшись от таких сложных и дорогих элементов, как система подачи в ангар топлива или газоводы, которые позволяли запускать двигатели внутри укрытия.
Просто нужны бетонные плиты, земля и щебень, плюс стальные ворота. Уже этого будет более чем достаточно, чтобы применяемые украинцами средства поражения не могли добраться до наших самолётов стоимостью в сотни миллионов рублей.
В декабре прошлого года, анализируя атаку украинских беспилотников на базу дальней авиации Дягилево на окраине Рязани и аэродром стратегической авиации Энгельс-2 в Саратовской области, заслуженный лётчик России генерал-майор в отставке Владимир Попов сказал:
«Такие укрытия позволяют защитить самолёт даже от последствий близкого ядерного взрыва. Чтобы уничтожить машину в таком ангаре, в него надо попасть бетонобойным боеприпасом, а он с высокой вероятностью будет перехвачен объектовой ПВО».
Получается, что и мы предупредили военных, что укрытия нужны срочно. Но…
В Иране знают, как это сделать
Да, существует проблема создания защитных сооружений для таких гигантов, как Ту-160 и отчасти Ту-22М3. Для них нужны настолько большие ангары, что бетонные перекрытия не смогут обеспечить нормальный уровень защиты. Что ж, в этих случаях нужно обратиться к опыту Ирана, который давно уже защищает все стратегически важные здания решётками и сетками.
Юрий Лямин, специалист по вооружённым силам Исламской Республики отмечал, что такая система защиты хорошо себя зарекомендовала:
Растянуть в 10-20 слоёв стальные и верёвочные сетки можно над сколь угодно большим самолётом. Они уверенно остановят любой беспилотник. А если тот и взорвётся, боеприпас сработает на большом удалении от крылатой машины, что на порядок повысит её шансы на выживаемость.
Кто виноват и что с ними делать?
Пожалуй, самый острый вопрос, который поднимается после каждой атаки, когда украинские диверсанты копеечными средствами уничтожают или повреждают уникальные боевые машины, – это почему ситуация не меняется и кто за это в ответе?
«Виноватых очень много, но будем двигаться от простого. Если бы самолёт был в капонире, смог бы диверсант его подорвать? Нет, не смог бы. Значит, прямая, в том числе уголовная, ответственность лежит на всех военных чиновниках сверху донизу, кто с момента взрывов в Новофёдоровке (а прошёл год — ред.) не решил вопрос с укрытием боевых самолётов. Их всех надо уволить из армии и судить», – пишет известный волонтёр и публицист Алексей Живов.
То есть ещё год назад всем стало ясно, как надо хранить военные самолёты. Год прошёл. Но выводы не сделаны.
В свою очередь, другой военный волонтёр Роман Алёхин предлагает применить к анализу ситуации японский метод «пяти почему», в рамках которого сначала устанавливаются непосредственные предпосылки ЧП, а затем называются лица, деятельность (или бездеятельность) которых привела к их возникновению.
Почему никто не задумался о важности защиты стратегических бомбардировщиков? Именно систематическое игнорирование проблемы вызывает в народе справедливое возмущение и желание призвать должностных лиц к ответу, отмечает Алёхин.
«Вот из-за этого всё больше людей вспоминают Сталина. Хотя, сколько Сталину ни строй памятников, от этого к стенке больше казнокрадов и коррупционеров не встанут», – уверен волонтёр.
Что с того?
Факт гибели Ту-22М3 – для России, действительно, хуже повреждения Крымского моста. Может показаться, что это преувеличение, но атаки на мост – это теракты в чистом виде, которые в текущих условиях никак не влияют на снабжение войск и нацелены чисто на медийный эффект. А вот гибель ракетоносца – утрата очень серьёзная.
Во-первых, потому, что эти машины – настоящие рабочие лошадки, они играют значительную роль в «калибровках» украинских тылов, а уничтожение вражеской инфраструктуры, складов и командных центров – один из важнейших компонентов русской военной стратегии. Именно эти удары позволяют существенно снижать боеспособность ВСУ ещё до того, как украинские военнослужащие вступают в боевое соприкосновение с нашими войсками.
Во-вторых, проблема в том, что Ту-22М3 не производятся с 1993 года, и, в отличие от Ту-160, программы возобновления их производства в стране не было. К началу СВО Воздушно-космические силы России имели около 60 машин этого типа, ещё порядка 120 находились на консервации.
Иными словами, гибель любого из этих самолётов – невосполнимая утрата, которая снижает наш ударный потенциал как в борьбе с украинским режимом, так и в плане сдерживания НАТО. А потому такой инцидент не должен остаться без последствий и оргвыводов.