Гипотеза «Зловещей Долины» доказана, однако эффект можно предотвратить

Гипотеза «Зловещей Долины» доказана, однако эффект можно предотвратить
Фото из открытых источников
Более 40 лет назад профессор робототехники Масахиро Мори из Токийского технологического института представил концепцию, которая до сих пор вызывает бурные дискуссии в научных кругах. В своем эссе Мори выдвинул гипотезу, что реакция человека на подобные ему роботизированные устройства резко сменится от сочувствия к отвращению, когда они будут близки к реалистичному внешнему виду, но не достигнут его полностью. Это явление он назвал «зловещей долиной».
 
Согласно сайту VeryWellMind, концепция «зловещей долины» привлекла внимание исследователей в области робототехники, компьютерной графики и взаимодействия человека и машины. Учёные из Университета Индианы доказали, что «зловещая долина» стала синонимом неприятного чувства, возникающего при просмотре анимированного персонажа или робота, который выглядит почти как человек, но с определёнными отклонениями. Их исследования подтвердили, что несоответствие между реалистичностью лица и голоса персонажа также усиливает ощущение жуткости.
 
Исследователи предполагают, что «зловещая долина» является эволюционной реакцией на потенциальные угрозы, связанные с болезнью и смертью. Если что-то выглядит как человек, но не совсем живое, это может вызывать такие же реакции, как и при столкновении с мёртвыми или умирающими объектами.
 
Чтобы избежать негативных эффектов «зловещей долины», учёные предлагают принципы дизайна для аниматоров и робототехников. Один из таких принципов заключается в том, чтобы создавать устройства и персонажей, не стремящихся к полному имитированию человеческого облика. Опираясь на нечеловеческий дизайн, устройства могут быть более привлекательными и не вызывать отвращения у пользователей.
 
С развитием технологий и созданием всё более реалистичных роботов, интерес к концепции «зловещей долины» только усиливается. Понимание этой концепции и её интеграция в процессы разработки и дизайна может существенно улучшить взаимодействие между людьми и роботизированными устройствами, делая их более приятными и менее пугающими.

Источник