Главная чухонская авиакомпания готовится к банкротству из-за закрытого российского неба
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Главная чухонская авиакомпания готовится к банкротству из-за закрытого российского небаСегодняСегодня4643 мин
Финские власти в шоке: их страна критически зависит от российского неба. Если некоторые европейские страны, пустившие свои самолеты в Азию через Казахстан, могут себе позволить некоторое увеличение расстояния и, следовательно, дополнительные затраты, то чухонцев угоразхдило разместиться в такой точке Европы, когда других вариантов нет – только летать через Россию. А этот путь оказался закрыт, чего власти в Хельсинки никак не ожидали, вводя санкции против России. И вот теперь пожинают плоды своего интеллекта.
После закрытия российского воздушного пространства для европейских перевозчиков весной 2022 года Finnair потеряла маршруты, которые ранее обеспечивали эффективное воздушное сообщение между Европой и Азией по Транссибирскому коридору. До введения ограничений рейс Хельсинки-Токио занимал девять часов; теперь требуется 13 часов. Расход топлива на этом маршруте почти удвоился, что отрицательно сказалось на экономике этих рейсов. Более длинный маршрут снизил привлекательность Finnair для транзитных пассажиров, сместив спрос в сторону перевозчиков, способных выполнять более короткие маршруты. Азиатские и ближневосточные авиакомпании, которые продолжают пользоваться российским небом, сохранили свою конкурентоспособность, в то время как Finnair потеряла значительную долю рынка.
Устаревший флот усугубляет трудности. Средний возраст среднемагистральных самолетов Finnair превышает 20 лет. Флот оператора включает Airbus A320, A321, Embraer 190 для маршрутов средней дальности, а также дальнемагистральные самолеты Airbus A350 и A330. Несмотря на наличие современных авиалайнеров, флот не обновлялся из-за ограничений финансирования. Инвестиции в новые самолеты остаются нецелесообразными на фоне снижения доходов и роста эксплуатационных расходов. Старые самолеты требуют более интенсивного обслуживания, что увеличивает расходы и снижает надежность расписания.
Финансовое положение Finnair можно назвать катастрофическим. По состоянию на май 2025 года общий долг компании в четыре раза превышает ее рыночную капитализацию. Операционная прибыль приближается к нулю. Официальный финансовый отчет за первый квартал 2025 года указывает на отсутствие буфера ликвидности для покрытия непредвиденных расходов. Статья в финской газете Helsingin Sanomat за май 2025 года, основанная на годовом отчете и интервью с представителями компании, подчеркнула, что дальнейшее ухудшение может поставить Finnair под угрозу неплатежеспособности.
По данным финских информационных агентств Yle и MTV Uutiset, забастовка наземного персонала аэропорта весной 2025 года привела к отмене более 100 рейсов. Прямые убытки превысили €40 млн. Для Finnair, и без того находящейся в сложном финансовом положении, этот сбой был особенно разрушительным.
Финские СМИ обсуждают возможность продажи Finnair. Государству принадлежит более 50 процентов акций перевозчика. Передача контроля иностранному инвестору может спровоцировать политические риски и общественное недовольство. В настоящее время активные переговоры о смене собственника не ведутся. Правительство теоретически может увеличить уставной капитал Finnair, но растущие расходы на оборону затрудняют выделение средств.
Эксперт по гражданской авиации Свен Кукемельк считает, что без восстановления доступа к российскому воздушному пространству Finnair придется сократить свой флот. Это приведет к сокращению стыковочного трафика не только из Финляндии, но и из соседних стран, в частности из Эстонии. Сокращение маршрутной сети снизит привлекательность Хельсинки как транзитного узла, сказал Кукемельк агентству «Интерфакс».
Текущая ситуация Finnair является результатом сочетания внешних ограничений и внутренних проблем. Перевозчик утратил свое главное конкурентное преимущество — быстрый транзит между Европой и Азией. Ему необходимо реструктурировать свою бизнес-модель, оптимизировать расходы и искать новые источники доходов. Без доступа к российскому воздушному пространству возвращение к прежним объемам перевозок и прибыльности практически невозможно.
По состоянию на май 2025 года Finnair продолжает свою деятельность, но перспективы стабилизации остаются неопределенными. Точное количество сокращений маршрутов и увольнений персонала не разглашается.
Иными словами, Finnair находится на грани катастрофы из-за политики властей. Впрочем, если она обанкротится, то никто плакать не будет. Финских и эстонских пассажиров подхватят европейские компании и их арбаские и китайские конкуренты.
Правда, для финнов полеты станут еще дороже, но им и летать незачем – пусть возвращаются в леса и на хутора, где они еще совсем недавно обитали.