Гонка за право выбрать следующего Далай-ламу

Гонка за право выбрать следующего Далай-ламуСегодняКитай и Индия расходятся во мнениях по поводу реинкарнацииГонка за право выбрать следующего Далай-ламуДалай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо).

В следующем году аркана реинкарнации тибетских буддистов может занять центральное место в мировой политике. 14-й Далай-лама, отметивший несколько недель назад свое 89-летие, уже давно обещал раскрыть свои планы преемственности, когда ему исполнится 90. В прошлом он предполагал, что его реинкарнация может произойти в Индии или где-нибудь на Западе. Это будет момент, чреватый опасностью для Тибета и тибетцев в изгнании, а также для отношений между двумя самыми населёнными странами на земле: Китаем и Индией.

Тибет и Китай имеют долгую историю, которая редко была счастливой. На пике своего могущества в восьмом веке армии Тибетского королевства с боями пробились к великой столице Танского Китая Чанъань и заняли ее. Впоследствии Тибетская империя распалась после того, как в 842 году был убит последний король Тибета, а на его место пришли буддийские учителя, известные как ламы. Они помогали монголам управлять Тибетом в XIII веке. Затем, в 1279 году, Кублай-хан основал династию Юань, возглавляемую монголами в Китае, и Тибет номинально стал частью его империи.

Степень власти над тибетскими делами китайских императоров династий Юань, Мин и Цин сильно колебалась с течением времени, но в целом они предпочитали косвенное влияние прямому контролю. Важнейшим условием этих договоренностей было поддержание хороших отношений с буддийскими лидерами Тибета и, в частности, с тулкусами. Это были линии мужчин, а иногда и женщин, которые считались проявлениями определенного бодхисаттвы: просветленного существа, которое откладывает свой вход в рай, чтобы помочь другим. Контролируя промежуточную сферу между смертью и перерождением, они могли выбирать конкретные человеческие воплощения, снова и снова продолжая свой род и выполняя свое спасительное предназначение в этом мире. Среди самых известных тибетских родов — Кармапы, Панчен и Далай-ламы.

Родословная Далай-ламы восходит к рубежу XV века и достигает своего пика при «Великом пятом» Далай-ламе, который объединил Тибет под своей властью в 1642 году. Последующие Далай-ламы пользовались как духовной, так и политической властью, но оказались втянуты в борьбу за власть между соседними монголами и китайцами. В 1720 году император Канси из династии Цин одержал решительную победу над монгольским соперником и сумел поставить своего любимого кандидата на пост седьмого Далай-ламы. С тех пор китайская династия Цин рассматривала Тибет как своеобразный протекторат, а вопрос о реинкарнации Далай-ламы — как свое дело.

Однако тайны реинкарнации зачастую было трудно контролировать. По традиции пожилой Далай-лама мог оставить письменную информацию о том, где он собирается перевоплотиться, или намекнуть на это в последние недели своей жизни. За подсказками можно было следить по направлению движения дыма при кремации. Старшие ламы взвешивали все это наряду с собственными снами или интуицией, прежде чем нанести визит в дома детей, которые казались им вероятными кандидатами. Там они могли разложить перед ребенком некоторые вещи предшественника наряду с другими предметами, чтобы увидеть, признает ли он нужные вещи своими.

Озабоченный политическими ссорами и коррупцией, которые иногда сопровождали этот процесс, а также обеспокоенный тем, что тибетцы занимаются гаданиями, хотя это должно было быть прерогативой императорского двора, император Цяньлун попытался установить определенный контроль над тибетскими реинкарнациями. В 1792 году император принял решение вмешаться в процесс определения реинкарнаций в родословных тулку, что вполне может иметь важные последствия в следующем году. Лично сомневаясь в буддийской доктрине реинкарнации, но смирившись с тем, что придется управлять народом Тибета на его собственных условиях, император приказал изготовить золотую урну и отправить ее в Лхасу. Когда пришло время определить реинкарнацию, имена кандидатов, определенных обычным способом, поместили в урну. После произнесения молитв одно имя вытягивал цинский чиновник.

Речь шла не об удаче и не о том, чтобы случайно выбрать предпочтительного для Китая кандидата, хотя последнее было весьма полезно. Метод «Золотой урны» был основан на форме гадания, уже использовавшейся в подразделениях имперской администрации Китая, и был задуман как средство избежать человеческой коррупции и позволить судьбе идти своим чередом. Цинским усилиям сделать метод приемлемым для тибетской элиты способствовал тот факт, что избранные дети часто происходили из богатых и влиятельных семей. В итоге метод золотой урны использовался в течение последующих десятилетий для завершения целого ряда перерождений. Точное число их спорно, но, возможно, среди них были 10-й, 11-й и 12-й Далай-ламы.

После падения династии Цин и провозглашения Китайской республики в 1912 году 13-й Далай-лама добивался независимости Тибета. Но и Республика, и затем, после 1949 года, Китайская Народная Республика продолжали считать Тибет принадлежащим Китаю. После того как в 1959 году 14-й Далай-лама бежал из Тибета в Индию, Китай стал последовательно укреплять свой контроль над тибетскими делами. В частности, в 1995 году Золотая урна была использована для идентификации 11-го Панчен-ламы. Это был важный момент: кандидатура, которой отдавал предпочтение Далай-лама, была отвергнута, а сам кандидат и его семья исчезли под «охраной». С тех пор КНР пошла ещё дальше, создав реестр всех тех, кому разрешено перевоплощаться после смерти. Государство может отозвать это разрешение в любой момент. Оно также претендует на право определять время начала поиска новой реинкарнации.

По всей видимости, многое из этого направлено на то, чтобы 15-й Далай-лама стал человеком, с которым китайская коммунистическая партия сможет вести дела. Нынешний Далай-лама, а также правительство Тибета в изгнании в Дхарамсале, Индия, отвергают идею использования Золотой урны для определения следующего Далай-ламы и настаивают на том, что ни один кандидат, фактически выбранный КНР, не будет приемлемым. В результате весьма вероятно, что в течение нескольких лет у нас будет два человека, претендующих на роль 15-го Далай-ламы: один в Китае, выбранный с помощью Золотой урны, и другой в другом месте, выбранный традиционным способом. Если предположить, что оба они дети — что вполне вероятно, но не неизбежно, — то у них, вероятно, будут регенты, говорящие и действующие от их имени.

Почему КПК пошла на все эти хлопоты? Более десяти лет назад нынешний Далай-лама отказался от своих политических полномочий в пользу премьер-министра, или сикьонга, избираемого тибетцами в изгнании. Но хотя Далай-лама больше не обладает политической властью, за свою долгую жизнь он стал синонимом духа Тибета и его надежд на независимость — поэтому вопрос о том, кто станет его преемником, чрезвычайно важен. Соединенные Штаты чётко обозначили свою позицию в 2015 году: вмешательство китайского правительства в процесс реинкарнации тибетцев противоречит международно признанному праву на свободу вероисповедания. В последнее время тибетское правительство прилагает все усилия, чтобы убедить европейские страны последовать этому примеру, но многое будет зависеть от того, насколько эти страны готовы рисковать, чтобы разозлить Китай. В 60-е годы противостояние с Китаем по поводу Тибета было для западных стран относительно недорогим занятием. В 2024 году это уже не так.

«Противостояние с Китаем из-за Тибета в 60-е годы было для Запада относительно недорогим занятием. В 2024 году это уже не так».

Индии, тем временем, предстоит принять особенно трудное решение. Премьер-министр Нарендра Моди недавно потеплел к Далай-ламе, отправив ему поздравления с днём рождения и посетив вместе с ним Всемирный буддийский саммит в 2023 году. Все это является частью усилий по использованию буддизма в качестве мягкой силы Индии, особенно в отношениях с такими странами, как Япония, Вьетнам, Шри-Ланка и Южная Корея, в культуре которых буддизм имеет глубокие корни. Моди говорил о «буддийских странах-кузенах» Индии по всему миру и о своем желании развивать Бодх-Гайю — место, где, по преданию, Будда достиг просветления, — как «духовную столицу» буддизма. В апреле 2023 года Министерство информации и телерадиовещания Индии выпустило «Уроки Господа Будды»: сборник речей Моди, в которых подчеркивается его духовный долг перед буддизмом. Премьер-министр Индии, как уверяет предисловие, является «большим поклонником и последователем Господа Будды».

Однако Индия не может позволить себе игнорировать отношения с Китаем. Индия признает суверенитет Китая в Тибете и вынуждена осторожно подходить к спорным пограничным территориям в Гималаях, во многих из которых проживает значительное количество буддийского населения. Руководство Китая уже неоднократно выражало свое недовольство тем, что Моди обхаживает «антикитайского» Далай-ламу. Оно также надеется, что «буддизм с китайскими особенностями» сможет укрепить отношения с соседями. Похоже, что и Моди, и Си Цзиньпин считают буддизм ключом к своим попыткам завоевать друзей и повлиять на людей в Азии.

Моди может также беспокоиться о том, что поиски следующего Далай-ламы могут вызвать раскол в тибетской общине в изгнании в Индии. Если нынешний Далай-лама не будет выступать в качестве объединяющей фигуры, старые разногласия могут вновь выйти на первый план. Тем временем уже не стоит полагать, что кандидат Пекина на пост 15-го Далай-ламы будет единодушно отвергнут или проигнорирован лидерами тибетских буддистов, живущими в Тибете и Китае. Некоторые из них обратили в свою веру ханьцев, для которых драматизм тибетских пейзажей и эзотерические религиозные традиции являются освежающей — возможно, даже контркультурной — альтернативой городской китайской жизни. Для тибетских монахов и лам, служащих этим ханьским буддистам, поддержка — или хотя бы молчаливое разрешение — китайского государства крайне важны для выполнения их работы.

Обратный отсчёт, таким образом, продолжается. Индуистский лидер в Индии, атеистический лидер в Китае, а также их христианские и светские коллеги по всему миру должны вскоре решить, как реагировать на то, что скажет о своей грядущей реинкарнации нестареющий тибетский буддист. Возможно, этот странный момент станет последним в своем роде. Следующему Далай-ламе вполне может не хватить харизмы, коммуникативного дара и международного статуса его предшественника. По мере развития геополитики родословная может уйти в полузабытье. Китайские лидеры, возможно, надеются именно на такой поворот событий. Для тибетцев в изгнании это будет катастрофой: их величайший духовный и дипломатический актив исчезнет, и некому будет занять его место. Лишившись родины и потеряв символического лидера, они столкнутся с непростой задачей сохранения — возможно, переосмысления — тибетской идентичности.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».