«Горит как Б-52». Прошло ровно полвека с момента самого крупного послевоенного провала американских ВВС, «чёрной ночи» для «Стратокрепости»
Б-52 до сих пор в строю и есть возможность, что он встретит так свой столетний юбилей. Фото USAF
Потеря стратегического бомбардировщика в последние десятилетия, это наиболее неприятный вид авиационного происшествия для военно-воздушных сил, которое может сравниться наверное только с утратой крупного военного корабля для флота. Причем одно дело, когда это происходит из-за технической неисправности и ошибок пилота. И совсем другое, когда такие важные и дорогие самолёты гибнут в результате противодействия ПВО или истребительной авиации противника. Достаточно утраты одной единицы, чтобы начались многочисленные разбирательства, отмены полётов и некоторое падение боевой морали у лётчиков, привыкших к относительно комфортным условиям боевой работы. Можно представить, что творилось в штабах министерства ВВС США ровно полвека назад, 20 декабря 1972 года, когда из далёкого Индокитая пришла чёрная весть о гибели сразу шести Б-52, принимавших участие в так называемых «Рождественских бомбардировках», или официально — операции «Linebacker II».
Во время «Рождественских бомбардировок» гиганты Б-52 совершили в общей сложности около 800 самолётовылетов и сбросили более 16 тысяч тонн боиб. Фото USAF
А ведь как хорошо всё начиналось. В середине декабря 1972 года американские «ястребы», по личному приказу президента Ричарда Никсона, решили проучить северовьетнамских вождей за несговорчивость на мирных переговорах во французской столице. Вьетнамцы на компромисс не шли, благо инициатива, медленно, но верно переходила к ним в руки. И там где дипломатия оказалась бессильна, в дело вступила фронтовая и стратегическая авиация США. О масштабах «воспитательных» бомбардировок говорит тот факт, что в деле единовременно приняли участие более 140 огромных стратегических бомбардировщиков Б-52 нескольких модификаций, с баз на Гуаме и в Таиланде. Вечером 18 декабря вся эта армада направилась в сторону Ханоя и Хайфона, где были сосредоточены основные силы северовьетнамских ВВС и позиционные районы ПВО. Там их ожидал жаркий, но отнюдь не душевный приём.
В то время некоторые экипажи Б-52 отказывались лететь. Нет, они не были трусами или пацифистами. Просто тактика была настолько самоубийственной, что во время «Лайнбэкер-2» было потеряно до 18% наличного состава стратегической авиации. Фото USAF
В первую же ночь бомбардировок, огромные «стратеги» начали падать из поднебесья, словно подбитые гуси на охоте. Вьетнамцы умело рассредоточили свои зенитные установки С-75, к которым, по словам начальника штаба ВВС США тех лет Джона Дейла Райана, ключи были подобраны ещё во времена первой операции «Лайнбекер», проведенной американцами с мая по октябрь того же года. Видимо, ключики оказались с дефектом, или советские товарищи что-то подшаманили в самих установках. Но ни мощнейшие на тот момент средства РЭБ, ни эскадрильи «диких ласок», специальных частей USAF, работавших по зенитно-ракетным комплексам с помощью новейшей на тот момент антирадарной ракеты AGM-78, подавить ПВО полностью не смогли. Да и большую его часть, надо признаться, тоже.
Согласно известной статистике за каждую уничтоженную советскую установку С-75 американцы теряли шесть своих боевых самолётов, особенно армейской и штурмовой авиации. Но в этот раз не «Фантомы» с «Тандерчифами» были их главной целью. С-75 работали исключительно по Б-52 и делали это безжалостно и умело. Ни одно ПВО в мире, кроме, возможно, советского, парировать такой удар физическим не смогло бы. Но вьетнамцы умудрились причинить заморским гостям такую боль, которая до сих пор остается одним их самым больших послевоенных провалов ВВС США, хоть операцию «Лайкбэкер два» Пентагон назвал удачной.
Американцы действительно тогда добились многих целей, но это была «пиррова победа». Их представители нехотя признали 15 сбитых «Статокрепостей» всего за неделю. Советский Союз в справочниках для служебного пользования настаивал на цифре 36, утверждая что многие «бомберы» рухнули чуть позже и не на территории Вьетнама. В любом случае, последствия для ВВС США от этой пожалуй самой необдуманной и самонадеянной их операция времен Вьетнамской войны, были крайне неприятными.
С-75, главный охотник на Б-52. Фото «Красная звезда»
Случился ещё один «чёрный четверг» американской стратегической авиации, как это уже было на Корейском полуострове за два десятилетия до этого (18 декабря 1972 года тоже волей случая выпало на четверг). А С-75, несмотря на потери, тогда славно поохотился. Кроме него в истории пока больше никто так не смог.