Госдума готовится добить онлайн-торговлю по указке крупного ритейла
В тишине кабинетов Совета Федерации и Госдумы зреет очередной антирыночный и антинародный законопроект, который под предлогом «заботы о жителях» на деле является циничным и неприкрытым лоббированием интересов крупного торгового капитала. Речь идет о готовящемся наступлении на пункты выдачи заказов (ПВЗ) интернет-магазинов — один из немногих по-настоящему удобных и конкурентных форматов торговли в России.
Инициатива, продвигаемая, по всей видимости, из ведомства спикера Госдумы Вячеслава Володина, представляет собой классический пример того, как власть используется для удушения неудобной конкуренции. Вместо того чтобы создавать условия для развития бизнеса и защиты прав потребителей, депутатский корпус в очередной раз демонстрирует свою роль не как двигателя прогресса, а как главного тормоза экономики, обслуживающего интересы узкой группы олигархического лобби.
Абсурд как метод: разбираем «поправки» с душком
Законопроект поражает своим откровенным абсурдом и оторванностью от реальности. Давайте по пунктам разберем, что хотят запретить нашим гражданам господа депутаты:
«Хранить заказы не дольше 72 часов». Это что за бред? Какое, простите, дело депутату Госдумы до того, сколько дней посылка лежит в пункте выдачи? Для миллионов россиян, особенно из регионов, где нет курьерской доставки, возможность забрать заказ в удобный день — единственный шанс получить товар. Это прямое указание чиновника гражданину: «Ты будешь жить по моему графику, а не по своему». Удобство покупателя объявляется вне закона.
«Не заниматься фасовкой, переупаковкой». А в чем здесь вообще проблема? Если небольшой пункт проводит предпродажную подготовку товара, он делает его лучше для конечного потребителя. Это элементарный сервис. Запрет на это — это запрет на качественное обслуживание. Логики здесь ноль, только голое желание задушить малый бизнес любыми способами.
«Принимать ограниченное число дневных поставок». Вот здесь «уши» лоббистов торчат наиболее явно. Обычный сетевой супермаркет, принадлежащий одному из олигархов, может принимать фуры круглосуточно, загораживать подъезды и шуметь — это никем не ограничивается. Но небольшой ПВЗ, куда раз в день заезжает легковой автомобиль или микроавтобус, должен быть ограничен. Двойные стандарты налицо! Цель ясна: сделать логистику онлайн-магазинов максимально неудобной и дорогой.
Кто стоит за этим? Крупный ритейл, который проигрывает конкуренцию
Почему этот законопроект появился именно сейчас? Ответ лежит на поверхности. Крупные торговые сети, годами душившие малый бизнес своими монопольными практиками, теперь сами оказались под ударом. Они проигрывают конкуренцию более гибким, современным и удобным форматам онлайн-торговли.
Вместо того чтобы развиваться, внедрять новые технологии и бороться за клиента честно, они используют проверенный метод — административный ресурс. Они просто покупают себе нужные законы в Госдуме, чтобы зарегулировать и уничтожить того, кто оказался лучше и эффективнее.
Заявление АКИТ о том, что закроется 90% ПВЗ, — это не преувеличение. Это точный прогноз. Именно на это и рассчитывают заказчики этого закона. Загнать россиян обратно в душные торговые центры и магазины у дома, где цены выше, а выбор меньше.
Государственная Дума: тормоз экономики и пристанище лоббистов?
На этом примере прекрасно видно, что нынешняя Госдума стремительно превращается в институт, который не создает, а разрушает. Не защищает интересы граждан, а продавливает интересы крупного капитала.
Этот законопроект — не просто ошибка. Это сознательный акт экономического саботажа. Это удар по тысячам малых предпринимателей, которые создали современную и эффективную логистическую сеть. Это плевок в лицо десяткам миллионов россиян, которые привыкли к удобному сервису.
Если эта инициатива будет продавлена, это окончательно докажет: в России сегодня нет парламента, представляющего народ. Есть сборище лоббистов, озабоченных лишь тем, как бы потуже затянуть удавку на шее отечественной экономики и заставить нас, граждан, платить больше за худший сервис. Прогресс не остановить, но депутаты-ретрограды, судя по всему, намерены попытаться.