Государственная идеология. Анатолий Несмиян

Предложение Александра Бастрыкина о создании и формализации единой государственной идеологии с точки зрения механики социальных процессов — это попытка охладить социум, ввести его в состояние, которое характеризовал Сунь Цзы как «Путь»: «Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнения».

Желание понятно. Обанкротившийся режим не в состоянии поддерживать нормальное управление, а потому вынужден искать варианты и способы, при помощи которых будет продолжать контролировать общество, а значит — удерживать власть. Внутренний террор и внешняя агрессия — это часть инструментов по сбросу накопленного системой тепла, но инструменты очень грубые, а главное — чудовищно затратные. Идеология, в рамках которой принуждение заменяется убеждением, выглядит соблазнительной по меньшей мере с точки снижения ресурсной нагрузки на все более ухудшающееся управление.

Однако здесь есть важное обстоятельство, которое делает любые усилия по строительству охлажденного общества бесперспективными. Как в термодинамике, так и в социальных процессах, понятие температуры применимо к равновесным системам. Однако сегодняшнее состояние российской социальной системы равновесным назвать невозможно. С 2019 года Россия вошла в системную катастрофу, а значит — ее равновесие необратимо разрушено. Мы не можем строго говорить о социальной температуре (или иначе — о социальной активности) общества. Любая активность носит векторный характер, то есть, обладает целью, причем целью конструктивной. В состоянии катастрофы не может быть никаких конструктивных задач, так как единственным смыслом катастрофы является демонтаж существующей социальной системы с последующим фазовым переходом к системе, обладающей новой точкой равновесия. Любые действия в состоянии катастрофы, равно как и бездействие, приближают этот переход, ситуация необратима.

В неравновесном состоянии можно говорить лишь об энтропийных процессах, или для социальной системы — мере страдания общества и его отдельных членов. О состоянии инферно, ада, в который превратил режим жизнь миллионов людей. Инферно — это социальная энергия, которая не может быть ни при каких обстоятельствах использована для совершения полезной работы, для конструктивных задач и целей.

Поэтому власть решает только одну задачу — сброс инферно за пределы системы. Однако проблема заключается в том, что объективно она закрывает систему в состояние «осажденной крепости», и чем плотнее закрывается система, тем сложнее и менее эффективно может отводиться энтропия из нее. Истребление социально активной части населения через военные конфликты, масштабные посадки в тюрьмы, выдавливание недовольных за границу — это как раз-таки попытка вывода хотя бы части энтропии за пределы системы, других способов у режима уже нет.

«…Сделаем наше пекло чуть краше:

Всех несогласных запрем у параши

Всем колорадских жуков завезем

Рай победим — и тогда заживём!…»

© «Элизиум», «Ад наш»

Государственная идеология может быть создана и внедрена в устойчивом равновесном обществе, так как в перегретом состоянии (что отвечает состоянию катастрофы) в обществе происходит разрушение любой упорядоченной деятельности во всех общественных структурах, включая даже семью. В такой ситуации невозможно внедрение какой бы то ни было идеологии, упорядочивающей социальное движение — нет структур, способных принять на себя роль индуктора идеологии. А те структуры, которые формально существуют — какая-нибудь Единая Россия или иное фактически фейковое образование — сами являются предельно деидеологизированными и служат исключительно для решения личных задач их участников.

Проще говоря — в катастрофическом состоянии социальной системы идеология может возникнуть только тогда, когда состоится фазовый переход, система попадет в состояние хаоса, в котором и начнут зарождаться будущие возможные зародыши новых систем. Вот они-то как раз и будут предельно идеологизированы, они и станут пытаться внедрять свои идеи в окружающее пространство, так как это является единственным способом вобрать в себя как можно больший ресурс для последующей его структуризации.

Идея Бастрыкина о госидеологии могла быть поставлена до 2019 года, в ней тогда еще был какой-то смысл, однако сегодня она абсолютно бесперспективна. Система движется только в одном направлении — к сдвигу. Катастрофа не может развернуться и вернуться к нормальному состоянию системы, она и предназначена-то для разрушения умершей системы, а не её реанимации.

Так что Бастрыкин банально опоздал. Как говорил Ли Якокка, «правильное решение, принятое в неправильное время, правильным не является». Российская система управления чудовищно ригидна, она ничего и нигде не успевает, все её решения и предложения не просто реактивны, они принимаются тогда, когда всё уже закончилось, и нужно решать уже совершенно другие задачи, вытекающие из нерешения предыдущих. И точно так же не решаются, а к ним приступают, когда и здесь делать уже нечего.