Государство делает еще один шаг к консолидации рынка зерна

Банк ВТБ продолжает консолидировать зерновой рынок. Государство осознало необходимость руководящей роли в экономических процессах. Если мы называем себя аграрной державой, то мы не можем пустить данную отрасль на самотек.

В первую очередь необходимо консолидировать транспортные потоки. Именно этим и занимается компания "Деметра-Холдинг", подконтрольная банку ВТБ. На удивление, именно ВТБ решил войти в аграрный бизнес. Но не с точки зрения выращивания продукции АПК, а именно в сфере организации грузоперевозок и распределении товарных потоков

#россия #политика #апк #производство #промышленность

Государство делает еще один шаг к консолидации рынка зерна

К сожалению, с 90-х годов в России существует ситуация, когда контроль над распределительными цепочками продукции АПК перехватили транснациональные компании. До сих пор они имеют свои элеваторы, зерновые терминалы и так далее. Конечно, геополитика зерна не такая влиятельная, как геополитика нефти, но с каждым годом она приобретает все более отчетливый характер.

В сельскохозяйственном году 2020/21 экспорт зерна из России составил 48,6 млн тонн. Из которых пшеницы экспортировано на 39,5 млн тонн. При этом нужно помнить, что с февраля действовала квота в размере 17,5 млн тонн, из которых был выбран объем всего лишь на 11,5 млн тонн.

Тем не менее, рост урожайности и введение в оборот новых площадей определяет рост производства зерновых и увеличение экспорта. По оценкам экспертов, в течение 5-7 лет Россия сможет собирать на 25-30 млн тонн зерна больше, чем сейчас. Разумеется, весь этот объем будет экспортным.

Соответственно, государство готовится заранее, создавая под будущий объем соответствующую инфраструктуру.

Так, расширяются портовые мощности в порту Новороссийск. Но в настоящем материале хотелось бы рассказать о другой малозаметной сделке.

"Деметра-Холдинг", которая подконтрольна ВТБ приобретает 100% акций железнодорожного оператора "Рустранском". В его структуру входят две компании: "Русагротранс" и "Транслес". Первая компания специализируется на перевозке зерна, являясь крупнейшим перевозчиком в России, вторая – на перевозках леса. Разумеется, "Деметра-Холдинг" заинтересована именно в "Русагротрансе".

Сделка будет закрыта до конца августа. Таким образом, фактически государственная компания станет крупнейшим железнодорожным оператором на рынке зерна. Она будет контролировать целую цепочку, начиная от элеватора, заканчивая морскими терминалами.

Конечно, все это не может не радовать, ведь так или иначе прибыль будет пущена в бюджет.

На наш взгляд, специализированные банки, в частности, "Россельхозбанк", должны принимать более активное участие в подобных проектах. Например, если вспомнить опыт построения экономики в СССР (в 1929-1955 гг.), то мы увидим, что к каждому министерству был прикреплен специализированный банк, который также как и министерство, отвечал за развитие отрасли.

В результате целью банковских организаций было не наращивание прибыли, а выполнение поставленных Госпланом задач. Решение их предполагало дешевое и длинное кредитование предприятий, создание производственных цепочек и так далее.

Сейчас государственники пытаются внедрить данную схему, но процесс идет медленными темпами. Правда, очень хорошо, что вообще идет, а не стоит на месте, как это было в годы либерального монетаризма