Государство забирает контроль за Владивостокским морским торговым портом у офшорных олигархов
С этого года государственная корпорация «Росатом» в лице своей дочерней структуры стало управляющей Владивостокским морским торговым портом (далее ВМПТ). Договоренность об этом была достигнута в конце 2020 года по результатам переговоров с владельцем ПАО «ВМТП» – компанией FESCO.
На Дальнем Востоке Владивостокский порт является стратегическим активом, играющим важнейшую логистическую роль не только для России, но и для регионов Восточной и Юго-Восточной Азии. Для ГК «Росатом» контроль за ВМТП особенно важен в связи с активным развитием Северного морского пути (СМП) и Северного транзитного коридора (СТК) оператором которых является государство в лице «Росатома» и его дочерних структур. Росатом в обмен на контроль за портом, планирует развивать портовые структуры путем инвестиций, объем которых в этом году, по нашей информации составит не менее 457 млн. рублей.
Для экономики России получение контроля государства над Владивостокским портом, собственником которого в настоящее время юридически является частная компания, стало еще одним знаковым событием, свидетельствующим о продолжении политики государственников в лице первого вице-премьера А.Р. Белоусова по консолидации в руках государства важнейших объектов инфраструктуры, к которым безусловно относятся морские порты международного значения.
Кроме того, это событие также стало еще одним примером, свидетельствующим о том, насколько жесткой может быть политика государственников в отношении офшорной российской «аристократии», озабоченной набиванием собственных карманов и плюющих на государственные и общественные интересы.
Напомню краткую историю одного из владельцев компании FESCO – главы группы компаний «Сумма» — Зиявудина Магомедова, в настоящее время находящегося под стражей в следственном изоляторе вместе со своим братом в связи с судебными разбирательствами по уголовному делу, по которому они являются обвиняемыми в совершении хищений бюджетных средств на сумму около 11 млрд. рублей. З. Магомедов был арестован в конце марта 2018 года, предварительный ущерб по возбужденному уголовному делу составил 2,5 млрд. рублей и в дальнейшем, в ходе предварительного следствия были вскрыты факты других эпизодов хищений, совершенных братьями Магомедовыми при выполнении государственных контрактов по строительству спортивных объектов в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу в России.
ГК «Сумма» (ранее «Сумма Капитал») во главе с её владельцем З. Магомедовым приобрела известность и капиталы в 2009-2017 г.г., когда Президентом, а затем премьер-министром России был Дмитрий Медведев. Лоббистом интересов «Суммы» был близкий к Д. Медведеву — Аркадий Дворкович – однокурсник З. Магомедова по экономическому факультету МГУ. Благодаря поддержке последнего ГК «Сумма» регулярно получала государственные контракты, а затем получила частичный контроль над Новороссийским морским торговым портом, владеющим также портами в Приморске (Ленинградская область) и Балтийске (Калининградская область). Магомедову принадлежали доли в Объединенной Зерновой Компании, ранее полностью принадлежащей государству, Владивостокским морским торговым портом, рядом других активов, в том числе долей в «дочке» РЖД — компании «Трансконтейнер» и «Якутской топливно-энергетической компании».
После ареста братьев Магомедовых и отставки в мае 2018 года с поста вице-премьера Правительства России Аркадия Дворковича, бизнес-империя группы «Сумма» стала разваливаться на глазах и её активы в настоящее время перешли по большей части либо к государству, либо к частному бизнесу, действующему в интересах государственных структур.
Так, владельцем доли З. Магомедова в Новороссийском морском торговом порту стала государственная компания «Транснефть», его доля в Объединенной Зерновой Компании за долги отошла к государственному банку «ВТБ», доля в АО «Трансконтейнер» также сначала была за долги забрана «ВТБ», а затем выкуплена у «ВТБ» владельцем группы компаний «Дело» — Сергеем Шишкаревым, при этом владельцем 30% доли в АО «Трансконтейнер» в настоящее время является ГК «Росатом». Данная компания также будет активно использоваться Росатомом для развития Северного морского пути.
Бывший офшорный олигарх З. Магомедов из тюрьмы, наверное, с тоской наблюдает как государство берет под контроль его активы, так как они имеют стратегическое значение и изначально не должны были находиться в собственности офшорных бенефициаров, держащих свои капиталы в западных банках и наиболее подверженных санкционному давлению и шантажу со стороны наших западных «партнеров».
В сентябре 2020 года контрольный пакет акций компании «FESCO», одной из крупнейших транспортно-логистических компаний мира, был выкуплен у бывших бизнес-партнеров Зиявудина Магомедова совладельцем «Локо-Банка» — Михаилом Рабиновичем, ранее работавшим руководителем в дочерних структурах ПАО «РЖД», после чего стала возможным передача контроля над Владивостокским морским торговым портом государству в лице ГК «Росатом».
После того, как стало известно, что в собственность государства отошел Санкт-петербургский торговый порт «Бронка», есть основание полагать, что консолидация инфраструктурных активов в руках государства продолжится, что послужит дальнейшим стимулом к начавшемуся экономическому рывку.