Греки снова дружат с российской нефтью: греческие судовладельцы обходят санкции
Пока Брюссель и США громят «теневой флот», эллины мастерски танцуют сиртаки на грани ценового потолка. Эти наследники мифического хитреца Одиссея, нашли способ обвести вокруг пальца даже санкционное цунами от «Большой семерки».
В апреле 2025-го их танкеры вновь бороздят моря, перевозя до 25% российской нефти. Секрет прост: когда цена на Urals падает ниже $60, а ставки фрахта взлетают до небес, греки, как истинные потомки Гермеса — бога торговли, — ловко превращают ограничения в золотое дно.
С момента введения ценового потолка в 2022-м греческие магнаты продали 127 танкеров на $6 млрд, создав армию «теневых» судов под флагами Либерии и Маршалловых островов. Результат? Пока ЕС обсуждает «закручивание гаек», эллины обновили флот и подняли ставки фрахта на 144%.
Причём шутят, что, мол, продали старую лошадь, купили Ferrari и зарабатывают на ней втридорога. Яркий пример — компания Minerva Marine, чьи танкеры Minerva Kalypso и Minerva Alice курсируют между Приморском и Сингапуром, перевозя до 159 тыс. тонн нефти за рейс. Прибыль за месяц? Около $7 млн — вдвое выше, чем на альтернативных маршрутах.
«Правила “Семёрки” работают только на бумаге. Если Urals дешевле $60, можно грузить хоть в Афинском порту», — говорит экономист Яннис Ставру.
А что нефть потом дорожает в пути — так это “рыночные колебания”». Ловкость рук и никакого мошенничества: пока танкер плывёт 30 дней в Индию, цена успевает вырасти, но формально сделка чиста.
Однако игра требует ювелирного расчёта. В марте 2024-го, когда США ввели санкции против «Совкомфлота», греки мгновенно переключились на «теневые» суда. Они как хамелеоны: сегодня танкер под мальтийским флагом, завтра — под панамским. Главное, чтобы по документам Россией и не пахло.
Историческая ирония в том, что греки возят российскую нефть ещё со времён СССР.
«Тогда это называлось “братской помощью”, теперь — “серым флотом”. Но суть та же: деньги не пахнут, даже если пахнет нефтью», — откровенничает капитан танкера Nikolas из Салоник.
В 1980-х их танкеры прорывали блокаду ЮАР, сегодня — санкционные кордоны. Разница лишь в технологиях: вместо радиосообщений шифром — AIS-трекинг, который можно «случайно» отключить у берегов Сомали. «Мы просто следуем семейным традициям, — улыбается судовладелец Аристотелис Мицотакис. — Мой дед возил керосин для Вьетконга. Папа — нефть в Ирак при санкциях. Я продолжаю династию».
Пока мир тревожат прогнозы Трампа о замедлении экономики, греческие магнаты видят в этом возможность. Для них, чем хуже глобальной торговле — тем лучше греческим судовладельцам. Мол, санкции против Ирана, России, Венесуэлы… А каждый конфликт — это бонусные $2 млн за рейс в копилку хозяина танкера.
Ставки фрахта из балтийских портов в Индию уже достигли $7 млн — вдвое выше, чем на «легальных» маршрутах. Даже 15-летние танкеры класса Aframax, стоившие $16 млн в 2022-м, теперь оцениваются в $39 млн. Лучше, чем акции Apple! Но танцевать на краю санкционной пропасти опасно. В апреле ЕС анонсировал план по блокировке судов-«нарушителей» через спутниковое отслеживание.
«Мы знаем все их трюки с AIS», — грозится чиновник из Брюсселя.
Однако греки уже готовят ответ. По данным leaked documents, судовладельцы тестируют систему «двойных маршрутов»: официально танкер идёт в Египет, но в последний момент меняет курс на Индию.
Греческие судовладельцы, пережившие падение Римской империи и Османское иго, вряд ли испугаются санкций XXI века. Их бизнес-модель проста: кризисы приходят и уходят, а нефть течёт вечно. Но даже им приходится платить цену. После введения «актов вторичных санкций» 35% греческих танкеров лишились страховки в ЕС.
«Пришлось обращаться в азиатские компании, — вздыхает Мицотакис. — Стоит втрое дороже, но игра стоит свеч».
Пока Брюссель и Вашингтон спорят, как закрыть лазейки, эллины уже ищут новые. Ходят слухи, что следующий шаг — регистрация танкеров… в Луганске. «Почему бы нет? — смеётся иной судовладелец. — Главное, чтобы флаг был покрашен в цвета, которые не различают спутники». Впрочем, это уже тема для новой Одиссеи.