Грядущая полярная война

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Грядущая полярная война2 прочтенияВчераКак видит препосылки к ней доктор Пиппа Мальмгрен — экономический советник президента Джорджа Буша-младшего и производитель беспилотников и автономной робототехники.Грядущая полярная война

На протяжении большей части истории человечества Северный и Южный полюса в буквальном и метафорическом смысле находились на краю Земли, куда заглядывали лишь отважные искатели приключений вроде Амундсена или Скотта. Однако теперь в эти далекие широты отправляются военные и торговые суда — и не без оснований. Ведь подо льдом эти места предлагают щедрые запасы нефти, газа, минералов и рыбы, а также становятся все более важными для цифровых коммуникаций.

Более того, большая часть этих богатств теоретически принадлежит не пингвинам и даже не человечеству, а правительству Его Величества. Взгляните на цифры. Новое открытие на территории Британской Антарктики может содержать больше нефти, чем добыча в Северном море за последние пять десятилетий, а крупнейшие в мире запасы рыбы также находятся на полюсах.

Однако не стоит ожидать, что Британия в одночасье станет еще одним членом ОПЕК. Помимо юридических препятствий — на полюсах действуют строгие правила промышленной эксплуатации — неясно, сможет ли Лондон защитить эти далекие территории, даже если захочет. В условиях, когда вокруг крутятся конкуренты, а иностранные инвесторы уже спешат с собственными претензиями, Британия рискует проиграть, особенно когда её правители, похоже, так не хотят защищать свои владения за рубежом (намёк на то, что Лондон из-за давления США только что безропотно уступил Маврикию архипелаг Чагос в центре Индийского океана. — Прим. А.Ж.).

Британия имеет интересы вокруг Северного и Южного полюсов. Что касается обширной Британской антарктической территории, то здесь всё ясно, как на черном золоте. Помимо этого поразительного сравнения с Северным морем, эксперты считают, что самое последнее открытие нефти, сделанное в мае 2024 года, может удовлетворить весь мировой спрос в течение почти 15 лет.

Северный полюс, в свою очередь, важен не столько для физических ресурсов, сколько для коммуникаций. Современные системы, такие как GPS и спутниковая навигация, работают только потому, что многие спутники соединяются с Землей через Шпицберген, норвежский архипелаг, расположенный примерно в 2 000 км к северу от Осло. Будь то доставка продуктов на дом или наведение натовских ракет — и то, и другое было бы невозможно без сети наземных спутниковых станций на Шпицбергене. Не менее важно и то, что через эти бесплодные острова проходит жизненно важный высокоскоростной интернет-кабель. Неудивительно, что сэр Тони Радакин, глава вооруженных сил Великобритании, подчеркнул, что этот регион представляет собой точку опоры британской безопасности.

Однако теперь эта безопасность находится под угрозой. В январе 2022 года кто-то перерезал главный подводный кабель в этом районе. В апреле этого года были отключены кабели на авиабазе Эвенес, что особенно зловеще, поскольку там Норвегия и НАТО держат флот самолётов F-35. Норвежцы расследовали оба случая и пришли к выводу, что явного виновника нет. Но некоторые считают, что они обходят проблему стороной, поскольку не хотят провоцировать прямую конфронтацию с Россией.

В любом случае, учитывая всё это, неудивительно, что Уайтхолл наращивает своё присутствие как на севере, так и на юге. Например, в 2023 году Министерство обороны объявило об основании лагеря Королевской морской пехоты вблизи норвежского города Тромсё. Пока я пишу, Великобритания наращивает свое присутствие и на другом конце планеты, обещая отремонтировать ключевую базу RAF на Фолклендских островах. В этом, безусловно, есть смысл: аргентинский соперник явно заметил, что антарктические нефтяные месторождения простираются на север до Фолклендов, а Британия готовится к добыче нефти из 23 скважин на месторождении Sea Lion.

Однако на практике приверженность Британии территориальной обороне остается под вопросом: достаточно посмотреть на её сдачу островов Чагос и Диего-Гарсия. Почувствовав себя «дойной коровой», министр иностранных дел Аргентины поклялся «восстановить полный суверенитет» над островами, которые он называет Мальвинскими. Британия официально настаивает на том, что её позиция «непоколебима», но Кир Стармер, по крайней мере поначалу, проявил удивительную сдержанность в отношении сохранения Фолклендов за Великобританией.

Даже если бы Великобритания вдруг перевернула свою внешнюю политику, маловероятно, чтобы она действительно воспользовалась своими огромными полярными богатствами. Во-первых, Лондон строго соблюдает коммерческий протокол 1998 года к Договору об Антарктике 1959 года, который запрещает добычу полезных ископаемых на морском дне. Похоже, что Великобритания также не желает одобрять глубоководную добычу в своих океанских заповедниках, особенно теперь, когда учёные обнаружили так называемый «тёмный кислород» на глубине около 4000 метров под поверхностью холодного Южного океана. Цитируя Ника Оуэнса, директора Шотландской ассоциации морских наук: «Тот факт, что у нас на планете есть ещё один источник кислорода, помимо фотосинтеза, имеет совершенно невероятные последствия».

И все же, какими бы ни были этические угрызения Британии, добывать ресурсы на обоих полюсах теперь становится гораздо проще. Одна из причин — изменение климата: с таянием ледяных покровов доступ к полезным ископаемым стал проще. Другой фактор — технологии: Китай недавно представил Kaituo 2, 14-тонный глубоководный аппарат для добычи полезных ископаемых, который может вычерпывать полярное дно на рекордно большой глубине — 4 000 метров. А вот Британия не имеет таких машин.

В общем, есть признаки того, что полярные регионы вскоре могут стать объектом индустриального наплыва. В самом деле, по мере приближения 2048 года — года, когда Договор об Антарктике может быть наконец перезаключен, — Пекин и Москва уже пытаются собрать достаточно союзников, чтобы отменить запрет 1959 года. Они также ведут разведку: не случайно недавнее мега-открытие на британской антарктической территории было сделано не Королевским флотом, а Россией. Не одни только главные геополитические враги Запада. Как недавно (и несколько неправдоподобно) заявил один иранский контр-адмирал, Исламская Республика имеет «права собственности» на Антарктиду.

«Есть признаки того, что полярные регионы вскоре могут стать объектом индустриального натиска».

Интерес национальных правительств находит отклик и в частном секторе. Недавно китайские инвесторы попытались купить Сёре-Фагерфьорд, который был последним оставшимся участком частной земли на Шпицбергене. Китай считал, что 60 квадратных километров нетронутой дикой природы можно купить за 326 миллионов долларов. В итоге американцы и британцы, очевидно, предупредили своих норвежских коллег о сделке, и приобретение было сорвано. Китай, не теряя надежды, объединяется с Россией, чтобы инвестировать в горнодобывающие компании, научно-исследовательские станции и политические программы по всему Шпицбергену. Это перекликается с давней российской политикой: в шпицбергенском городке Баренцберг долгое время преобладали российские шахтеры, многие из которых впоследствии отправились воевать на Украину.

В то время как наши мысли в первую очередь обращены к Украине или Ближнему Востоку, полюса все же могут стать геополитическими очагами. Ведь Шпицберген находится всего в 400 морских милях от материковой части России. Элизабет Бьюкенен, руководитель исследовательского отдела Королевского военно-морского флота Австралии, описала Южный полюс в похожих терминах. Справедливо: а что, если Россия или Китай начнут там бурение или возведут важнейшие объекты инфраструктуры, как это сделал Пекин в Южно-Китайском море?

Это также не просто теоретическая угроза. В настоящее время Китай располагает пятью исследовательскими станциями прямо в Антарктиде. Договор 1959 года конкретно запрещает военную деятельность где-либо на ледяном континенте. Однако на практике трудно сказать, что замышляет Китай, поскольку он использует радары, чтобы блокировать пролетающие спутники. Ходят слухи, что они паркуют свои самолеты на взлетно-посадочных полосах боком, чтобы никто другой не смог приземлиться, даже если бы захотел. В то же время западные наблюдатели опасаются, что новая станция «Циньлин» КНР используется для шпионажа за Великобританией и ее партнерами по «Пяти глазам».

Учитывая все эти возможности для конфликта, смогут ли Британия и её друзья защитить свои разнообразные полярные интересы? Возможно, нет. Столкнувшись с драконовским сокращением расходов — с 2010 года ежедневные расходы на оборону были урезаны почти на 10 миллиардов фунтов стерлингов, — Королевский флот сейчас имеет в своем составе всего 16 «крупных надводных боевых кораблей». Для сравнения, китайский флот является крупнейшим в мире и насчитывает почти 800 кораблей различных размеров.

Справедливости ради следует отметить, что договор «Аукус» от 2021 года означает, что Лондон может рассчитывать на поддержку США и Австралии в любом антарктическом конфликте. И есть признаки того, что Лондон не совсем равнодушен к угрозе. Помимо отправки войск и ремонта аэродромов, Британия также выступила инициатором строительства двух совершенно новых подводных кабельных систем к Шпицбергену. Одна из них — так называемый проект IOEMA, который должен заработать к 2027 году. Другая — NORDUnet. Она свяжет Шпицберген со Скандинавией, а также с Японией и другими западными союзниками и позволит полностью обойти Россию и Китай.

Однако решимость Британии станет по-настоящему очевидной только тогда, когда наконец-то начнётся соревнование за полярные активы — или полноценная полярная война. И в этом случае противостояние может произойти раньше, чем мы думаем. Долгосрочные запасы нефти — это одно. Но Россия также имеет глубокий стратегический интерес к Арктике в настоящем времени. В феврале прошлого года обычно немногословная разведывательная служба Норвегии публично предупредила, что на российских судах на Крайнем Севере может находиться ядерное оружие. Не менее важно и то, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО также несёт в себе возможность размещения западного ядерного оружия в Арктике.

Китай, со своей стороны, также нуждается в Арктике. Поскольку морским путям в Красном море угрожают хуситы, а Панамский канал имеет свои проблемы, Пекину нужен надёжный маршрут из порта Дайлань в европейский Роттердам. Арктика — очевидный выбор, не в последнюю очередь потому, что китайские корабли теперь могут проделать этот путь менее чем за 25 дней, и что без неё его экономика, несомненно, будет испытывать трудности. Короче говоря, Британия, похоже, не хочет или не может использовать свои полярные щедроты. Но её будущее здесь может в конечном итоге зависеть от решений, принимаемых другими, о чем Киру Стармеру и его адмиралам не мешало бы помнить.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!