«Грозный» курятник американских ВВС – ощипанные «Соколы» и глючащие «Молнии»
В настоящий момент на вооружении военно-воздушных сил армии США находится настолько большое количество самых разнообразных моделей истребителей и многофункциональных истребителей-бомбардировщиков, что абсолютное господство американских асов как в воздухе, так и на земле должно быть гарантировано на все 100%. Одни названия чего стоят! «Атакующий сокол», «Орел» — в вариантах «ударного» и «молчаливого», «Шершень», «Молния»… «Соколы» и «Орлы», говорите? Если начать разбираться с реальными боевыми возможностями всего этого перечня, то на память сразу же приходит старый армейский анекдот советских времен. О прапорщике, который утверждал, что крокодилы, конечно, летают… Но только очень низенько!
Совсем недавно начальник штаба ВВС США Чарльз Браун сделал откровенное признание – оказывается, вопрос о скорейшей замене основных на сегодня многофункциональных истребителей четвертого поколения F-16 Fighting Falcon на более современные боевые машины стоит чрезвычайно остро. И дело тут вовсе не только в том, что они «морально устарели», поскольку разработан этот истребитель был еще в 1974 году, а принят на вооружение Пентагоном в 1978-м. Столь долгий срок службы не мог не сказаться на состоянии самолетов. Согласно официальному меморандуму американского военного ведомства, выпущенному еще во второй половине 2019 года, реально к выполнению каких-либо боевых задач были пригодны, максимум, 70% всех находящихся в войсках F-16, F-18, F-22 и F-35. И это, что называется, с очень большой натяжкой. О том, каково было реальное состояние авиапарка Пентагона, свидетельствовало заявление тогдашнего его главы, Джеймса Мэттиса относительно того, что увеличить озвученный в меморандуме уровень боеготовности за год хотя бы на 10-15%, чтобы в воздух по первой команде могли подняться хотя бы 80% машин, будет для ВВС просто огромным успехом!
Опять-таки, в случае признания неспособности американского истребительного авиапарка к применению по прямому назначению речь шла вовсе не о каких-то мелких неполадках. Улётанные сверх всяких разумных пределов машины бьются одна за другой, унося на тот свет собственных пилотов и не только их. Причем происходит это как во время вылетов, так и на, казалось бы, безопасной земле. В то самое время, когда мистер Мэттис сокрушался из-за отвратительного состояния вверенных ему ВВС, на бельгийской авиабазе Флоренн американский F-16 Fighting Falcon рванул просто во время проведения регламентных работ. Да так качественно, что весело разлетавшимися во все стороны осколками повредило самолеты, стоявшие рядом, а занимавшиеся их обслуживанием представители аэродромного персонала получили контузии и прочие повреждения.
Вообще говоря, в том году командованию американской военной авиации было, о чем переживать и беспокоиться – происшествия с участием ее машин и пилотов следовали одно за другим, причем по всему миру. В Японии пролетавший над префектурой Амори пилот все того же F-16 Fighting Falcon умудрился сверзить на головы никак не ожидавших такого сюрприза местных жителей … ракету класса «воздух-земля». К счастью, имитационную, однако радости от ее падения посреди густонаселенной местности, в пяти километрах от полигона Мисава, по которому она должны была быть выпущена, не испытал никто. Впрочем, в сравнении с инцидентом, произошедшим с точно таким же самолетом двумя годами ранее, это были еще детские шалости. Тогда F-16 вообще вспыхнул прямо в воздухе, и его летчик не придумал ничего лучше, как сбросить в аварийном порядке готовые вот-вот загореться топливные баки. На счастье, упали они прямиком в озеро, а если бы нет?! В Германии шлепнувшийся на землю в 2015 году около баварского города Кройсен «Атакующий сокол» вызвал такой лесной пожар, что его еле потушили.
Аварийность в американских ВВС растет стремительными темпами – что вполне закономерно, учитывая все увеличивающуюся с каждым годом степень износа их боевых машин. Если в 2014-2016 года количество авиапроисшествий не доходило и до полутора десятков в год, то уже в 2018 их было зафиксировано 23. В основном, с участием все тех же самолетов — F-15, F-16, F-18, F-22. При этом отмечены прямо-таки дикие случаи вроде воздушного столкновения истребителя с самолетом-заправщиком. Для сравнения, в ВКС России за тот же год произошло 11 ЧП с самолетами (речь идет о происшествиях, не связанных с выполнением миссии в Сирии). Это – специально для тех, кто любит пенять авторам на то, что они указывают только на чужие проблемы… Наши самолеты, увы, тоже падают. Однако, к счастью, далеко не в таких количествах, как американские воздушные хищники. В прошлом, 2020 году в отечественных ВКС произошло всего 8 чрезвычайных происшествий, причем 3 из них имели место с вертолетами. Два из потерпевших крушение самолетов были учебно-боевыми Aero L-39 Albatros, в одном случае с МиГ-31 случился пожар на аэродроме. Американские же ВВС умудрились только за июнь-июль 2020 года угробить семь боевых самолетов, три из которых были хвалеными «невидимками» пятого поколения — F-22 Raptor и F-35A. Как оказалось, воспетые и превозносимые компанией-производителем до уровня «самой лучшей боевой машины всех времен и народов» «Молнии» разбиваются точно так же, как давным-давно честно отслужившие свое престарелые «Соколы» и «Хищники». И это – вообще отдельная тема.
Сегодня, в 2021 году Чарльз Браун вынужден вести речь о том, что в подотчетном ему роду войск только с 1 октября будущего года намерены запустить программу, в рамках которой специалисты постараются «подыскать достойную замену» для ныне действующих истребителей – как армейской, так и флотской (а также морпеховской) авиации. Сказать, что делается это с изрядным опозданием – значит не сказать ничего. Составляющие основу первой F-16 Fighting Falcon и второй — F/A-18 Hornet «тащат службу» с конца 70-х – начала 80-х годов прошлого века. Их давным-давно пора «отправить на дембель»! Именно так и планировали сделать в Пентагоне – заменить «заслуженных ветеранов», на глазах превращающихся в крылатый металлолом, приняв на вооружение сперва F-22 Raptor, а затем и «самым современные» F-35 Lightning II. Последний самолет, по замыслу вообще должен был вытеснить из ангаров американских ВВС все остальные боевые машины, поскольку изначально планировался его выпуск сразу в трех вариантах – для сухопутных сил, военно-морского флота и корпуса морской пехоты. Вот только вышли из этих планов в конечном итоге сплошные срам и непотребство… Увидев, как они реализуются на практике, многозвездные генералы из Пентагона, ругаясь самыми черными словами и держась за сердце, уже в 2018 году вынуждены были продлить срок службы антикварных F-16 Fighting Falcon аж до 2050 года! Летайте, соколы ясные! Пока не развалитесь…
Разговоры о том, что проект многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-35 оказался самым провальным за всю историю военной авиации Соединенных Штатов начались едва ли не с момента его старта. Ну, если быть совершенно точным, то с того времени, как в прессу понемногу начали просачиваться данные относительно стоимости этого «чуда техники». Хотите знать, почему в свое время было свернуто производство предшественника этого самолета – первого американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor? Ведь «Хищников» планировали наштамповать на семь полноценных эскадрилий – почти четыре сотни единиц. А в конечном итоге ограничились количеством, вдвое меньшим, вообще свернув их производство в 2011 году. Так вот – сделано это было … в целях экономии! Уж слишком дорогой самолет получался, настолько, что в Пентагоне и Белом доме не то, что прослезились, а зарыдали в голос, подсчитав окончательную сумму, в которую видевшиеся в мечтах эскадрильи встанут бюджету. Правда, господа конгрессмены пытались по данному поводу бунтовать, даже писали Бараку Обаме, требуя продолжить выпуск «невидимок», ссылаясь на «чрезмерное распространение в мире русских систем ПВО С-200 и С-300». Это они еще про С-400 тогда ничего не слышали! Законодателей успокоили, пообещав, что F-35, который «уже на подходе», решит все проблемы с русскими ЗРК еще круче, чем «Хищник».
На самом деле если хваленая «Молния» и способна решить какую-либо проблему, то разве что наличия лишних денег у государства, вздумавшего связаться с его закупкой и принятием на вооружение. F-22 имел целый ряд серьезных конструктивных проблем. По некоторым данным «стелс-покрытие» с него смывалось обыкновенным дождем, а, к примеру, боковые радары или система «закрытой» связи попросту отсутствовали. F-35 по данному параметру превзошел F-22 многократно — он из этих самых проблем состоит, такое впечатление, целиком и полностью. Различные экспертные группы насчитывают в «Молнии» то ли восемь, а то ли все девять сотен серьезнейших недостатков, заложенных в эту модель при разработке и проектировании так глубоко, что избавиться от них, фактически, не представляется возможным. Более сотни из них несут в себе повышенный риск возникновения аварийных ситуаций, причем такого уровня, который представляет угрозу не только для пилота самой машины, а и для всех, кому не повезет оказаться поблизости от нее. Ну, или от места ее падения…
Впрочем, не только. К примеру, одной из крайне опасных проблем, выявленных специальной комиссией, проводившей тщательное обследование «самого современного» оказались сбои в работе компьютерной системы управления вооружением истребителя. Конкретно это выражается в том, что бортовой компьютер F-35 запросто может «подправить» заданные ему координаты цели – да и влупить управляемой бомбой или ракетой не по противнику, а, допустим, по жилому дому. А то и вовсе по собственным войскам, если таковые окажутся поблизости. По сути дела, весь этот истребитель – это безумно дорогой компьютер с реактивным двигателем, пушками, ракетами и вжатым в кресло пилотом, от которого, как оказалось, мало что зависит. И компьютер этот, выражаясь сленгом программистов, получился у Lockheed Martin ужасно «глючным», то есть предельно ненадежным, капризным и непредсказуемым. Именно поэтому Пентагон так до сих пор и не принял решения о массовой закупке F-35 для нужд собственных, ВВС. Сегодня F-35 превратился в «экспортную модель» американского ВПК, которую Вашингтон уже чуть ли не силком навязывает всем своим союзникам, чтобы хоть как-то «отбить» затраты на разработку и производство этого высокотехнологичного позорища.
Впрочем, об авиации союзников Соединенных Штатов мы с вами еще поговорим отдельно – в следующий раз. Пока же подведем итог сказанному выше. Созданная
Конгрессом США еще в 2019 году и работавшая до конца 2020 года Национальная комиссия по безопасности военной авиации сделала крайне неутешительный вывод – американская военная авиация находится в ужасающем состоянии, а реальных перспектив для его улучшения на нынешний момент не просматривается. Грозными в ВВС США скоро останутся только громкие названия их самолетов.