Грузооборот авиаперевозок вырос по итогам года логистической отрасли
Аналитика 2022 года подтверждает октябрьский прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) относительно роста авиаперевозок. В 2021 году грузооборот в мире по данному направлению увеличился на 6,9% по сравнению с 2019 годом. О точках роста авиадоставки грузов и особенностях потребительского спроса рассказал генеральный директор ГК «Деловых линий» Фарид Мадани.
Рост объема грузовой авиадоставки на внутренних направлениях в России составил 11% в 2021 году, и в 2022 году этот показатель будет только расти. Данному факту предшествуют влияние e-commerce на логистику, коммерческая составляющая от реализации авиадоставки, а также необходимость логистических компаний адаптироваться к новым условиям рынка и изменениям в потребительском поведении.
Влияние электронной коммерции на авиадоставку
Перейти на новый уровень доставки авиаперевозчикам помогло развитие онлайн-ретейла. Тренд на электронное взаимодействие с покупателем обусловлен тремя факторами:
- необходимость соблюдения эпидемиологических норм и получение грузов без посредников,
- увеличение количества онлайн-заказов, обусловленных удаленной работой пользователей,
- активное развитие маркетплейсов.
Кроме того, с российскими маркетплейсами сотрудничают и иностранные магазины. Международная торговля товарами по итогам I квартала относительно аналогичного периода 2020 года увеличилась на 16,2%. По данным ГК «Деловые линии», чаще всего с помощью авиадоставки отправляют запчасти, оборудование и одежду.
Авиаперевозки и экономическая эффективность
Скорость и удобство доставки по воздуху привлекают все большее количество клиентов и способствуют экономической составляющей реализации авиаперевозок. Рост грузооборота по данному направлению в ГК «Деловые линии» за 2021 год вырос на 26%, а в сравнении с 2019 годом составил 50%. В связи с популярностью этого направления компания видит целесообразность в расширении географии поставок. Открытие терминалов в новых городах позволило ей добавить 6 тыс. новых направлений к географии доставки — причем в основном это дальние и труднодоступные города, такие как Норильск, Якутск и Южно-Сахалинск. На данный момент у грузоперевозчика более 22 тыс. направлений авиаперевозок, и среди наиболее популярных — Москва, Владивосток, Хабаровск, Екатеринбург и другие.
Популярность услуги авиаперевозки товаров объясняется небольшими сроками получения товаров. Например, ожидание груза, отправляемого между городами, с внедрением авиаперевозок сократилось до одного-трех дней. Многие авиакомпании, в свою очередь, запускают новые рейсы cargo only, в некоторых случаях замещая пассажирские перевозки грузовыми. По словам Фарида Мадани, некоторые грузовые терминалы аэропортов не всегда справляются с нагрузкой — поэтому, чтобы сохранить минимальное время доставки, развивается направление мультимодальных перевозок, улучшая сервис и запуская уникальные предложения для клиентов.
Накопленный опыт и развитая инфраструктура позволяют подстроить мультимодальные маршруты под конкретную ситуацию, благодаря этому в «Деловых линиях» реализация воздушных грузоперевозок не прерывалась даже во время пандемии, за исключением стран с закрытыми границами. Восстановление авиасообщения и оптимизация логистических схем позволили провести перебалансировку грузов между аэропортами и авиакомпаниями, что и позволило сократить сроки по тысячам направлений.
Перспективы в развитии грузовых перевозок видят не только авиакомпании, но и государство. Правительство РФ уже планирует беспилотную доставку грузов самолетами. Под реализацию этих задач хотят выделить 3,7 млрд рублей. Предполагается, что внедрение беспилотных технологий позволит снизить стоимость летного часа, уменьшить погодные риски и обезопасить перелеты для экипажа. Тестирование проекта предполагается на Чукотке, Камчатке, в Ямало-Ненецком округе и Ханты-Мансийске.