Хлоридный след: Европа шарахается от грязной «нефти Алиева», как черт от ладана
Инцидент с загрязнением нефти органическими хлоридами в трубопроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан» едва не обернулся катастрофой для ряда нефтеперерабатывающих заводов Европы.
Казахстан ещё в конце июля был вынужден экстренно изменить маршруты экспорта нефти танкерами и вернуться к прокачке по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), который идёт через территорию России в Новороссийск. Это повлекло перестройку графиков загрузки и изменения логистики в порту.
Россия от этого ощутила неудобства, однако переживёт ситуацию. А вот Азербайджану достался серьёзный удар по репутации. Прямые убытки будут исчисляться сотнями миллионов долларов, о косвенных пока никто и не вспоминает.
Все объёмы перенаправлены в КТК, который традиционно является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти. Однако у самого трубопровода сейчас тоже не всё гладко.
На морском терминале под Новороссийском работает только два выносных причальных устройства из трёх. Третье отключено с 15 августа для плановой замены плавучих и подводных шлангов. Ремонт планируют завершить в течение трёх недель, если позволит погода.
Чтобы компенсировать ограниченные возможности, приняли решение использовать только большие танкеры вместимостью 120−200 тысяч тонн. Более мелкие суда временно задействовать не будут.
Но главное конечно, что ситуация с загрязнённой нефтью вызвала серьёзные проблемы в Европе. Первой о получении сырья с хлоридами сообщила итальянская компания Eni, за ней аналогичные жалобы предъявили австрийская OMV и чешское подразделение польской Orlen.
В Румынии произошёл настоящий форс-мажор — партия нефти в 90 тысяч тонн оказалась настолько загрязнённой, что пришлось экстренно брать топливо из государственных резервов. Оператор трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан утверждает, что проводится дополнительный контроль качества и отбор проб. Однако доверие к Azeri Light подорвано. Танкеры, груженные этой нефтью, болтаются сейчас в море — принимать их европейцы просто боятся.
Органические хлориды в нефти не появляются случайно. Это специальные реагенты, которые применяются для увеличения добычи на стареющих месторождениях. Когда пласт «выдыхается» и нефть становится густой, её «разжижают» хлорсодержащими веществами, чтобы выжать остатки. Главное, чтобы перед попаданием в магистральные нефтепроводы хлориды были полностью удалены. Судя по всему, в этот раз очистку была провели с нарушениями. Возможные причины — технический сбой.
Но для европейских НПЗ это оказалось равносильно диверсии. Дело в том, что при высоких температурах хлориды распадаются на хлор и соляную кислоту, которая буквально разъедает стальные трубы и резервуары, ну а хлор выводит из строя дорогостоящие катализаторы на основе платины и палладия, применяющиеся в процессах крекинга для производства бензина и дизельного топлива. Один килограмм такого катализатора сопоставим по цене со слитком золота, и его порча означает огромные убытки.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что это уже не первый случай обнаружения хлора в нефти:
— Было дело, когда Польша предъявляла к «Транснефти» претензии, что шла некачественная нефть. Пришлось остановить прокачку, чистить нефтепровод.
«СП»: На этот раз озвучена даже «версия диверсии», Азербайджан и Румыния готовятся обвинить в этом Россию.
— Пусть предъявляют свои претензии, если предъявят, то начнётся расследование.
«СП»: Скорее всего, ничего не предъявят, громко пошумят и… тихо забудут.
— Ну почему? Когда такой случай возник внутри нашей страны были судебные претензии к определенным нефтяным компаниям.
«СП»: Тщательно ли работают азербайджанские нефтяники?
— Тут важно знать, что ни бочку, ни цистерну хлора опрокинуть в нефтепровод под высоким давлением невозможно. Скорее всего не доглядели ещё не месторождении. Что-то, где-то пошло не так. И на пункте приема в нефтепровод этого не заметили, в трубу попала загрязненная нефть. Как она туда попала — это уже предмет отдельного разбирательства, настаивает эксперт…
Сейчас многие вспоминают случай на Мозырском НПЗ в Беларуси в 2019 году, когда из-за хлоридов завод был вынужден остановиться на месяцы. Азербайджан оказался в ситуации, в чём-то напоминающей ту историю. Тогда из-за попадания хлоридов в нефть в трубопроводе «Дружба» поставки в Европу были парализованы. Россия понесла многомиллиардные убытки, а скандал стоил должностей нескольким топ-менеджерам.
Теперь аналогичный казус ударил по Баку. Помимо прямых финансовых потерь, пострадало доверие к качеству Azeri Light.
Повторимся, органические хлориды добавляются в нефть в самом начале цепочки, на промысле. Это химические реагенты, которые закачиваются в скважины для «разжижения» тяжелой нефти. Там в принципе кто-то может намеренно ввести их в поток, не очистив должным образом.
Но вот на этапе уже работающего экспортного трубопровода (например, Баку-Тбилиси-Джейхан) «влить со стороны» такие реагенты практически невозможно, нефтепровод герметичен, работает под высоким давлением, доступ к системе строго ограничен, любое вмешательство сразу вызвало бы падение давления или аварийный сигнал.
То есть «тайно подлить» химикаты где-то посреди магистрали — это из области шпионских романов. Реалистичнее всего загрязнение могло попасть на стадии подготовки нефти к экспорту — то есть в Азербайджане.
Формально исключать какую-нибудь диверсию нельзя, в 2019 году, когда хлориды попали в российскую нефть по «Дружбе», рассматривались и саботаж.
Но тогда расследование показало, что причиной стали халатность и мошенничество — некоторые мелкие поставщики в России закачивали дешёвые хлорсодержащие растворители в нефть, чтобы скрыть падение объёмов и «добрать вес».
Обвинения в адрес России со стороны Азербайджана в нынешнем контексте наших отношений больше похоже на политический жест. В реальности же пролезть в систему и незаметно испортить тысячи тонн нефти крайне сложно.
Практически невозможно, ведь нефтепровод проходит через Азербайджан, Грузию и Турцию — страны, где Россия не имеет свободного доступа к инфраструктуре. Кроме того, технически впрыск хлора в трубопровод без обнаружения выглядит крайне сомнительным.
Однако Баку может использовать этот скандал для давления на Москву в условиях охлаждения двусторонних отношений.
В общем highly likely, как когда-то говорила британская премьерша, то есть «весьма вероятно», что «во всем виновата Россия». По-азербайджански это, кстати, будет çox güman, а по-румынски probabil.