Хорошие новости. Строительство Северного широтного хода начнётся в этом году
Строительство многострадального Северного широтного хода (СШХ) наконец-то начнётся. Увы, но этот важнейший для страны проект раз за разом утопал в либеральных схемах и механизмах. В 2017 году откровенный предатель Аркадий Дворкович поспособствовал тому, чтобы СШХ отдали в концессию компании Юрия Рейльяна, который строил и «успешно» сорвал сроки первого расширения БАМа и Транссиба. С Северным широтным ходом получилось всё тоже самое. Правда, Рейльян в ноябре прошлого года был арестован.
В общем, по модели системных либералов из предыдущего правительства и, в частности, по мнению Аркадия Дворковича, СШХ должен был быть построен уже в 2023 году. Сейчас идёт уже второе полугодие 2022 года, но СШХ так и не начал строиться, за исключением отдельных объектов.
Тем не менее, по проекту приходят хорошие новости
Согласно заявлению теперь уже вице-премьера Дениса Мантурова, строительство СШХ начнётся уже в этом году. СШХ вошёл в перечень инвестиционных проектов Уральского федерального округа. Уже согласовано выделение 70 млрд рублей на СШХ из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Данный вариант был очевиден ещё несколько лет назад, о чём я писал на своем канале. Хорошо, что наконец-то его приняли.
Тем не менее, по остальной части Мантуров однозначного ответа не дал:
По состоянию на сегодня могу сказать, что уже поддержано выделение свыше 70 млрд рублей из ФНБ на строительство Северного широтного хода. Однако этих средств недостаточно для полной реализации проекта, поэтому ведем работу по поиску дополнительных источников финансирования
Впрочем, проблем здесь быть не должно. Строительство Северного широтного хода включает в себя два этапа. После реализации первого пропускная способность транспортной артерии составит 14 млн тонн (срок реализации — к 2028 году). Стоимость первого этапа 290 млрд рублей.
Второй этап предполагает увеличение мощностей до 23,9 млн тонн. Но это уже более отдаленная перспектива. На данный момент важно построить магистраль хотя бы на 14 млн тонн.
По ситуации на год назад деньги на проект (судя по всему, и по первому, и по второму этапу) структурировались следующим образом:
- 181 млрд — средства РЖД
- 40 млрд — средства «Газпрома»
- 70 млрд — средства ФНБ
- 147 млрд — заемные средства
Судя по всему, не до конца проработан вопрос по «заемным средствам». Скорее всего, именно это имел в виду Мантуров, когда говорил о поиске дополнительных источников финансирования.
Честно говоря, никаких проблем с этими 147 млрд рублей я не вижу. Их можно взять из того же ФНБ, либо провести ограниченную эмиссию. Под данный проект ограниченная эмиссия подходит на 100% и не несёт никаких рисков, поскольку позволит загрузить мощности по производству металлургической продукции, объем выпуска которой существенным образом просел в этом году.
Ранее металлурги продавали определенный объем продукции за рубеж, получали за это доллары, после чего меняли их на рубли. Если говорить упрощённо, то под эти доллары ЦБ печатал рубли. С технической точки зрения никаких проблем для того, чтобы напечатать их не под доллары, а под конкретный проект, нет.
Можно даже осуществить эту операцию через выпуск специальных облигаций, раз речь идёт о заёмном финансировании. Под 3% на 15 лет. Например, их выпустит РЖД, а выкупит Центробанк. Раз уж регулятор опасается даже малейших рисков, то при данной схеме денежная масса всё равно вернется в ЦБ, после чего она может быть успешно утилизирована.
Впрочем, рассчитывать на проектную эмиссию вряд ли стоит. Поэтому остается один вариант — ФНБ. Дополнительно 147 млрд рублей из Фонда уж точно можно взять. Это копеечная сумма. Тем более, её будут брать поэтапно на протяжении шести лет, в течение которых будет осуществляться строительство СШХ.
В общем, никаких проблем с финансированием быть не должно. Главное — что правительство отказалось от привлечения концессионеров в столь важные для всей экономики проекты. Поэтому по Северному широтному ходу сейчас впервые за всё время имеется оптимизм. Ведомства, конечно, пободаются по вопросу финансирования, но в конечном счёте выделение достаточного количества средств согласуют. О ходе реализации проекта обязательно буду информировать аудиторию.