Худшее предложение Силуанова

Худшее предложение Силуанова

Министерство финансов под руководством Антона Силуанова выдвинуло худшее предложение года. Мы уже привыкли к тому, что большинство предложений Минфина являются абсолютно вредными для развития русской экономики.

И таких примеров огромное количество. Например, если бы Силуанов одобрил строительство трассы М12 Москва — Казань ещё в 2018 году, то к концу этого года она уже была бы готова к введению в эксплуатацию и приносила бы хороший доход. Более того, высвободившиеся мощности можно было бы направить на реализацию новых проектов.

Но вернемся к текущему предложению Минфина. Силуанов хочет фактически возобновить действие бюджетного правила. Причем в худшем его варианте

Газета «Ведомости» опубликовала предложения Минфина по основным параметрам нового бюджетного правила. Напомним, ранее нефтегазовыми сверхдоходами, которые зачислялись в ФНБ, считалось всё, что превышало уровень в 40$ за баррель Urals с ежегодной индексацией в 2%, начиная с 2018 года.

Теперь Минфин предлагает повысить этот порог до 60$. Но уже, судя по всему, без ежегодной индексации. Здесь, в целом, вопросов на данном этапе нет. На текущий момент данный уровень выглядит вполне адекватным.

А вот дальше ведомство Силуанова предлагает ввести новый параметр — уровень добычи нефти, зафиксировав объем в 9,5 млн б/с. То, что выше — будет зачисляться в сверхдоходы. Вот здесь имеется полное непонимание. Зачем Минфин решил оперировать общим объемом добычи, когда нефтегазовые сверхдоходы зависят от экспорта. Объем валютной выручки, который скупал Минфин с помощью ЦБ в предыдущие годы — это деньги, полученные в результате продажи нефти и газа за рубеж.

Причем здесь общий объем добычи? Теоретически может получиться так, что потребление внутри страны вырастет, например, на 500 тыс б/с, а экспорт сократится на аналогичную величину. И что тогда будет делать ведомство Силуанова? Если уж и вводить новое условие, то необходимо указывать не объем добычи, а объем экспорта нефти и нефтепродуктов. Это было бы адекватным шагом.

Но дальше начинается самое непонятное. Силуанов предлагает на эти сверхдоходы скупать валюту дружественных стран. Разумеется, речь здесь преимущественно будет идти о юане и рупиях. Силуанов предполагает, что через кросс-курс таким образом можно ослабить рубль. Эксперты уже подсчитали, что, действительно, подобные действия могут привести к ослаблению рубля по отношению к доллару на 10-20 рублей. То есть, до 65-75 р за доллар.

Однако самое смешное заключается в том, что для подобных валютных интервенций Силуанову придется привлекать средства бюджета, которых сейчас, учитывая текущие задачи, не так уж и много. Да, по итогам первого полугодия в федеральном бюджете скопился профицит в размере 1,37 трлн рублей, однако во второй половине года запускается ряд новых программ по развитию экономики, которые потребуют значительных ресурсов. А в ближайшие годы ресурсов будет требоваться всё больше и больше.

Силуанов, видимо, рассчитывает, что ослабление рубля позволит компенсировать расходы казны на скупку валюты (плюс 1,3-2,6 трлн рублей), однако, по нашим оценкам, даже этого будет недостаточно. Объем сверхдоходов при предлагаемых параметрах составят не менее 3 трлн рублей в год. То есть, для бюджета речь идёт об убытках минимум в 0,4-1,7 трлн рублей (в зависимости от того, насколько Минфину удастся ослабить курс).

Также Минфин не отвечает на вопрос: а что именно будет происходить с валютой, которую он будет сгребать с рынка? В предыдущей версии бюджетного правила хотя бы была оговорка, что при превышении планки ликвидной части ФНБ в 7% (позже — в 10%) деньги можно будет направлять на развитие экономики. Сейчас ни о чём подобном речи не идёт. И какой тогда смысл скупать валюту, направляя её в ФНБ, где она будет естественным образом обесцениваться из-за инфляции?

Выход из всей этой ситуации один. Валютными интервенциями должен заниматься не Минфин, а Банк России. Валюту дружественных государств он может скупать самостоятельно, недружественных — через банковские организации, не попавшие под ограничения с моментальной конвертацией её в юани на иностранных площадках. Полученная в результате интервенций валюта обязана передаваться правительству и на неё кабмин должен закупать необходимые технологии, критическое оборудование, привлекать высококлассных специалистов, в крайнем случае — покупать зарубежные активы в дружественных государствах.

Не Министерство финансов должно отвечать за валютный рынок. Это направление относится к деятельности Банка России. Но ведомство Набиуллиной, увы, засунуло голову в песок, талдыча о необходимости обеспечения плавающего рыночного курса рубля, как сейчас. А по факту — спекулятивного. В результате Минфин выдвигает свои безумные предложения, которые ещё сильнее ухудшат ситуацию. А правильные решения необходимо принимать как можно скорее. Еще несколько месяцев в текущих условиях — и целые сектора экономики столкнутся с непоправимыми проблемами.