Эксперты США пришли в изумление, узнав, в кого Путин превратил русских

Идеология России глазами Запада. Эксперты США пришли в изумление, узнав, в кого Путин превратил русских

Статьей 13 Конституции России запрещено устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной. Однако в России уже много лет идет дискуссия о необходимости возрождения общей идеологии для страны. Этот вопрос интересует не только россиян, но и западных экспертов, пытающихся разобраться в сущности России.

Центр стратегических и международных исследований — CSIS, в сентябре подготовил доклад о развитии идеологии в современной России. Взгляд со стороны, даже если это взгляд противника, помогает более цельно обозреть сложившуюся ситуацию с идеологическим наполнением российского общества.

Авторы доклада изначально отмечают, что идеология в современном мире — уже не набор определенных догм, практик и ритуалов. Сам процесс внедрения идеологии в общество изменился, теперь она не излагается в философских текстах, а для этого используется фрагментарность и эклектичность цифровой эпохи.

Ключевым столпом новой идеологии России эксперты CSIS заявляют этатизм — идеологию, отводящую ведущую роль государству, когда интересы как отдельных людей, так и групп подчиняются интересам государства, при этом имеется активное вмешательство государства во все сферы жизни. Эта идеология включает в себя «стремление к сильному, стабильному государству, позволяющему русским быть русскими и основана на исключительности и традиционных ценностях».

Когда советская система рухнула, ее идеологическое наследие сохранилось, говорится в докладе. СССР был сверхдержавой, а Россия объявлена его наследником, наследником имперского духа. В наследство также досталось восприятие Запада, как антагониста.

Вторым столпом новой идеологии России называется антизападничество, которое в сочетании с российской исключительностью продвигает мессианское представление о России, как великой державе и государстве-цивилизации, которая «защищает русскоцентричный поликультурализм, традиционные семейные и гендерные роли и защищает от материализма и индивидуализма.»

Естественно, подается все это в негативной коннотации. Однако, сама российская государственность является элементом объединяющим нацию. Суровые климатические условия не позволяли полноценно развиваться индивидам лишь в одиночку, коллективизм был присущь народам, населяющим Россию издревле. Угроза нашествий кочевников и завоевателей с Запада заставляла народ сплачиваться на протяжении всей истории России. Сильная государственность стала основой выживания для народов, её населяющих.

Поэтому либерализм, с атомизацией общества на отдельные индивиды, не смог полноценно прижиться в России, как бы его не внедряли на протяжении десятилетий после распада СССР. Традиционные ценности не были вымыты из основ российской культуры.

Попытка придать оттенок русского национализма, к картине описания России, авторам доклада не удается, так как им приходится признать поликультурализм российского общества. В отличие от западного мультикультурализма, подчеркивающего разницу культур, поликультурализм сам по себе понимает смешение и тесную связь между всеми этносами, населяющими страну.

Также, кроме внедрения русского языка в России, как государственного, они не могут привести примеры русского национализма. Однако в мире имеется множество разных государств, где один и тот же язык признан государственным, в нашем случае это Белоруссия, поэтому говорить о русском национализме в контексте языка безосновательно.

Говорить о антизападничестве в России также несостоятельно. В данном случае идет подмена понятий, так как, для примера, общечеловеческие ценностные ориентиры, продвигаемые Дональдом Трампом в США, вполне понятны и приемлемы для обычного россиянина. Однако идеи в виде свободы гендерной идентичности и пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних, явно не приемлимы в российском обществе.

Можно привести ещё один пример, когда само понятие «Европейские ценности» трансформировалось до такой степени, что сейчас, на официальном уровне, не включает в себя христианские ценности, которые были неотъемлемой частью Европы ещё в 20-м веке. На этом фоне не удивительно, что в России, где православие ещё играет свою роль, всё чаще можно услышать идеи о России, как катехоне — государстве, с миссией препятствовать окончательному торжеству зла в истории и приходу Антихриста в мир.

Отсюда и речь о великой миссии России и государстве-цивилизации. Естественно, на протяжении многих веков Россия была частью Европейской цивилизации. Однако, если брать понятие «цивилизация» – как самодостаточную во времени и пространстве социальную систему, способную к самостоятельному устойчивому духовному, социальному, хозяйственному развитию, то СССР, преемницей которого является Россия подходит сюда естественным образом.

К элементам новой идеологи эксперты CSIS приписывают обязанность регистрации граждан, имеющих связи на Западе, как “иностранных агентов”, защиту чувств верующих в уголовном порядке. Также, как государственную политику памяти о Великой Отечественной войне и «криминализацию тех, кто отрицает статус великой державы России, каким-либо образом очерняя победу СССР в 1945 году.» Хотя, по факту, забвение памяти о жертвах нацизма ведет к его реабилитации и отрицанию итогов Нюрнбергского процесса.

В докладе указывается, что руководство России продвигает фундаментальную русскую идентичность народов Российской Федерации, как исторически укоренившуюся систему,
объединяющую духовные, нравственные, культурные и исторические ценности. Подход к национальной идее более государственно-ориентированный, чем этнический, так понятие «русский народ» чаще всего понимается как многоэтнический и многоконфессиональный союз народов, проживающих в границах России.

Основа делается на принадлежность к российскому гражданству, это не этническая модель построения нации. Те, кто не принадлежит русской национальности, обладают значительными культурными и политическими правами, объединяемые широким набором общих ценностей и традиций, отмечают эксперты CSIS.

Началом выстраивания идеологии в России авторы доклада считают 2000 год, когда культурная память была использована для объединения граждан, музыка и основа текста нового гимна России были позаимствованы из гимна Советского Союза. В 2001 году была создана правительственная комиссия по анализу содержания учебников новейшей истории России, после этого, был создан единый формат для школьных учебников. Большое количество негативных взглядов на историю России было удалено из учебных материалов.

В основу были положены тезисы, изложенные в статье Владимира Путина «Россия на рубеже тысячелетий», где отвергался, как коммунистический подход к построению государства, так и демократия западного образца. Предлагалось искать третий путь, который опирался бы на традиции сильного государства. “Для русских сильное государство — это не аномалия, от которой следует избавиться. Совсем наоборот, они видят в нем источник и гаранта порядка, а также инициатора и главную движущую силу любых изменений» — писал тогда премьер-министр.

Отход от покаяния за ошибки страны к гордости за её достижения, от разделения к единству, к изображению российской государственности, как тысячелетней традиции с центральным местом для Великой Отечественной войны — всё это стало «краеугольным камнем» новой идеологии России, говорится в докладе.

Цветные революции в Грузии, на У и Кыргызстане и их открытая поддержка со стороны США, как процесса «демократизации» этих государств, усилили антизападные настроения в России. Для противодействия нарративам цветных революций, сотрудником администрации президента России Владиславом Сурковым было разработано понятие «суверенной демократии».

Авторы доклада считают, что это был приём усиления государственной пропаганды для разогрева антизападных настроений и репрессии против иностранных неправительственных организаций и правозащитников.

Однако в толковании политолога Виталия Иванова, суверенно-демократическим называется тот режим, который, развивая демократию, одновременно отстаивает собственную самостоятельность государства настолько, насколько это целесообразно и возможно в современном мире. Суверенная демократия противопоставляется управляемой демократии, как практикуемой западными государствами технологии решения политических, экономических и прочих задач посредством «демократизации» — внедрения или прямого навязывания определённого набора западных институтов и политических режимов в стране.

Эксперты CSIS отмечают изменение идеологических установок в России после ряда протестов в 2012 году. Произошел консервативный сдвиг, который был ускорен в связи с падением прямых иностранных инвестиций и цен на энергоносители после мирового кризиса 2008 года. Консервативные христианские ценности стали противопоставляться чрезмерно либеральному и морально деградирующему Западу с его акцентом на вопросах гендера и правах сексуальных меньшинств.

Увеличилась роль русской православной церкви, её представители стали все чаще присутствовать на государственных церемониях всех уровней и все более тесно взаимодействовать с государственными структурами.

Ещё один поворот в идеологии России авторы доклада отмечают в 2014 году, когда после государственного переворота на У и присоединения полуострова РФ усилилась дискуссия об ущемлении Западом российских интересов. Кроме того, авторами доклада были замечены тенденции к милитаризации России, а с вводом войск в Сирию в 2015 году российские власти объявили о возращении России на большую мировую арену.

Все это авторы доклада увязывают в единую цепочку вместе с изменениями Конституции России в 2020 году, где упоминается Бог, стратегией национальной безопасности на 2021 год, где говорится о «защите традиционных русских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в качестве национального приоритета.

Кроме того, в январе 2022 года Министерство культуры России подготовило список традиционных российских духовных ценностей, которые следует защищать на государственном уровне. В итоге, эксперты CSIS подводят читателя к мысли, что всё это было частью идеологической подготовки к началу специальной военной операции на У и противостояния с Западом.

Хотя стоит отметить, что указ президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» был подписан в ноябре 2022 года.

Авторы доклада указывают на наличие идеологической системы в России, которую можно увидеть в культуре, религии и образовании. Часть её нарративов вполне податлива для продвижения в различные части общества, но это не подразумевает податливости ключевых элементов самой идеологии.

Аппарат принуждения отсутствует, никто не пытается заставить каждого гражданина искренне верить в предложенный перечень элементов идеологии. Государство вполне удовлетворяется не только полным согласием, но и лояльным нейтралитетом, пассивной поддержкой и т.д.

В докладе указывается, что в рамках идеологии положительное будущее России представляется в восстановлении её авторитета и места глобального игрока. В Стратегии национальной безопасности от 2021 года предлагается помогать другим странам избежать культурной колонизации США, а в Концепции внешней политики 2023 года даже лишить США неолиберальной гегемонии. Всё это «содержит долю правды», пишут авторы доклада, так как отражает видение Владимиром Путиным многополярного мирового порядка.

Оценивая перспективы новой идеологии России, эксперты CSIS вынуждены признать, что она продолжит развиваться и пока нет признаков того, что её основные элементы будут меняться. У большинства молодежи оппозиционных настроений не наблюдается, в среднем классе значительная часть населения работает на государство, кроме того, крайне оппозиционные люди уже покинули Россию в 2022 году.

Прозападная либеральная оппозиция в России практически исчезла, она так и не смогла предложить альтернативное видение русского национального сообщества. Даже экономический спад может помочь России в формировании идеологии, так как в периоды потрясений людям часто необходимо ощущать связь с чем-то большим, чем они сами.

В заключении авторы доклада указывают, что Владимир Путин сегодня прочно удерживает развитие идеологического направления в России. Формирование общей идеологии ускорилось с началом спец. операции, так как патриотизм вышел на новый уровень в российском обществе и представители культуры, которые его игнорируют, подвергаются остракизму.

Гибкость и простота продвижения этих идеологических нарративов показывают, что они никуда не исчезнут в ближайшее время и могут только еще больше укорениться в российском обществе.

Подытоживая данный обзор, можно сказать, что эксперты CSIS довольно оригинально подошли к анализу наличия идеологии в российском обществе и в тех вещах, которые не касаются непосредственно противостояния с текущими «западными ценностями», с ними трудно не согласиться. Работа по формированию идеологической основы в России действительно проводилась более 20 лет и она уже имеет свой эффект. Расчет Запада на беспрецедентные санкции, которые подорвут экономику России и вызовут протесты в обществе, не оправдался. Наоборот, давление Запада лишь сплотило россиян и дало уверенность в адекватности действий российской власти по обеспечению интересов безопасности нашей страны.

Олег Ладогин