Илон Маск увеличивает раскол Европы и Америки

Илон Маск увеличивает раскол Европы и Америки

Обычно между политиками и главами корпораций существует согласие по расчету. Политики обходятся с бизнесменами мягче, надеясь получить от них инвестиции и избирательные взносы, в то время как боссы держат язык за зубами в надежде получить субсидии и плюшки, которые находятся в распоряжении политиков. Но не смотря на это мы можем увидеть, как обе стороны время от времени нападают друг на друга.

Илон Маск увеличивает раскол Европы и Америки

Иллюстрация: Питера Шранка, The Economist 

Ни одна драка не была столь публичной в последнее время, как та, в которой Илон Маск сражался с политиками в Европе. Пользуясь тем, что он владеет одной из самых популярных социальных сетей в мире, Макс часто делает борьбу в ней специально открытой. Буквально на прошлой неделе производитель автомобилей Tesla и ракет SpaceX назвал канцлера Германии Олафа Шольца «дураком», а ранее в этом году он послал комиссара Европейского союза, который перешел ему дорогу, посоветовав ему: «Сделать большой шаг назад и буквально пойти …!» С другой стороны дела обстоят не лучше. Комиссар ЕС в прошлом месяце назвал непостоянного Маска «поборником зла», а затем министр иностранных дел Франции 9 ноября высмеял его.

Все это было бы просто очередным поводом для шуток в социальных сетях, если бы не тот факт, что самый богатый человек в мире теперь является правой рукой Дональда Трампа в сфере технологий. Это очень напрягает некоторых лиц из Европы. Как бы ни злил южноафриканский предприниматель высшее руководство западноевропейских стран, они уже полагаются на его успешные предприятия во всем, от своих усилий по декарбонизации (те самые электромобили Tesla) до Украины (где войска зависят от Starlink) и запуска необходимых космических аппаратов для Европы. Если влияние Маска в Вашингтоне сохранится, а Трамп начнёт чистку рядов, то для европейских лакеев это может грозить баном. И что тогда? В течение десятилетий ЕС имел полную свободу действий для регулирования бизнеса в пределах своих границ способами, которые часто применялись во всем мире, Маск хочет доказать, что эта полицейская сверхдержава, мешает сделать Америку снова великой.

Макс прямо говорит, что Европа «умирает», «кажется, движется к гражданской войне» из-за мигрантов и низкого уровня и так далее. Тем не менее, Европа не может игнорировать Маска. Помимо указания на экономическую вялость Европы, его сейчас беспокоит то, как ЕС регулирует социальные сети. Новые правила, известные как Закон о цифровых услугах (DSA), заставляют интернет-гигантов модерировать контент и удалять худшие материалы. По мнению Маска, это равносильно форме цензуры, которую Америка не потерпит.

Справедливости ради, Европа порой играла ему на руку. В августе Тьерри Бретон, тогдашний комиссар ЕС, курирующий DSA, публично напомнил Маску о своих правилах распространения дезинформации — как раз когда Маск готовился взять интервью у Трампа в прямом эфире своей социальной сети. Подразумевалось, что американский кандидат в президенты, выступающий на родной земле, должен будет соблюдать европейские правила свободы слова, что опять вынудило Маска ответить ругательствами. Но это ещё не всё. Дж. Д. Вэнс, проводивший кампанию в качестве вице-президента Трампа, резко высказался: «Если НАТО хочет, чтобы мы продолжали их поддерживать,… почему бы вам не уважать американские ценности и не уважать свободу слова?» — сказал он интервьюеру. Другими словами: уступите взгляду Маска на то, как должен управляться Интернет, или Литва сможет постоять за себя сама.

ЕС отступил, отрекшись от Бретона, который больше не входит в комиссию DSA. Но дальнейшие стычки неизбежны. ЕС начал официальное разбирательство DSA год назад и уже предварительно пришел к выводу, что это нарушает некоторые правила. Маск обвинил еврократов в попытке вытрясти из него деньги, предложив «секретную сделку» (доказательств которой нет). Расследование скоро завершится и теоретически может привести к штрафам, приближающимся к 1 млрд евро (1,1 млрд долларов). Тем временем ЕС пошёл дальше, и ввел дополнительные пошлины на автомобили, которые Tesla производимые в Китае, и предназначенные для импорта в Европу, но в тоже время предоставил ей самую низкую ставку среди всех компаний, производящих электромобили.

Огонь конфликта разгорается. Будем наблюдать дальше.