Иммануил Кант и субъективный идеализм
Всякого приличного человека мучает вопрос – был ли Иммануил Кант субъективным идеалистом. Можно, конечно, ответить сразу и совершенно бессмысленно – «Да, был!». И оказаться вроде бы правым, так как немецкий философ действительно считал мир вокруг нас продуктом нашего сознания. Однако любой оппонент наверняка спросит – является ли он (оппонент) тоже продуктом нашего сознания. В связи с этим, придется отвечать осмысленно.
Во-первых, Кант был уверен, что есть реальность, которая от человека не зависит, иначе — есть объективная реальность. Существование этой реальности доказывалось Кантом по-разному, в том числе на примере талеров (по-нашему – биткоинов). «Талеры могут быть и у вас в грезах, и у вас в кошельке – якобы говорил Кант. – Почувствуйте разницу!». Поверьте, для студента это пример отрезвляющий. Мало кто знает, но в некоторых отечественных работах Кант вообще считался материалистом. Логика тут проста. Определение материи, данное В.И. Лениным, звучит так — «материя — это объективная реальность, которая отражается в наших ощущениях». А согласно Канту это и происходит, человек не создает мир, а интерпретирует его у себя в сознании, оформляя свои ощущения в виде материальных вещей.
Самое время понять, как Кант понимает объективную реальность, которая отражается в наших ощущениях. Это не сложно, потому как немецкий философ является глубоко верующим христианином. Верующий мыслитель не может, конечно, быть материалистом. Он может быть только объективным идеалистом, то есть философом, который считает источником мира независимое от человека духовное начало — Бога.
Казалось, на этом самом месте можно было бы с учением о бытии Канта и закончить, но оказывается есть еще один, последний шаг. Несмотря на свое глубокое убеждение в существовании Бога (и других духов), Кант не может это существование доказать. Мы не можем знать есть Бог или нет. Вы спросите – «если мы ничего не можем знать о Боге, что же нам остается делать?». Кант отвечает – «Нам остается в Него только верить! Ведь если бы мы знали, что Бог есть, то вера в него нам была бы не нужна».
А, следовательно, по мнению Канта, объективная реальность духовного мира нам принципиально недоступна, единственной реальностью, которую мы в состоянии знать является субъективный мир нашего сознания. Вот именно в таком смысле немецкий философ и является субъективным идеалистом. Мы вернулись, таким образом к тому, с чего начали обсуждать учение Канта. Кто же тогда Кант – объективный идеалист? субъективный идеалист? материалист? Увы, науке это неизвестно. Мы не можем сказать кем является Кант, так как агностицизм Канта лишает смысла его онтологию. Теперь нам надо разбираться, что такое агностицизм Канта. Но сил на это уже нет.
Кстати, впервые о Канте я узнал, читая роман «Мастер и Маргарита». Напомню, что фамилия философа всплывает на первых страницах этой книги в разговоре двух наших советских товарищей с дьяволом на Патриарших прудах. В час небывало жаркого заката.