Импортозамещение в разгаре. В России создан новый поезд «Финист»
Когда-то мы совместно с Германией выпускали поезда «Ласточки». Но после известных событий двухгодичной давности речи о сотрудничестве идти уже не могло. Однако, под конец прошлого года российские железные дороги порадовали нас новинкой – теперь у нас есть поезд «Финист». Он стал достойным приемником «Ласточки», но сделан был полностью из наших деталей и на нашем оборудовании. Это окончательно доказывает, что мы успешно преодолели этап импортозамещения, и уже способны производить даже собственные поезда. Еще пару лет назад о таком нельзя было даже подумать, потому что все отечественные образцы машиностроения могли быть сделаны только благодаря западным закупкам. Когда же их не стало, пришлось спешно искать выходы из данной ситуации.
Запад был уверен, что санкции надолго отбросят нашу экономику назад, и Россия не скоро оправится в рамках короткосрочного импортозамещения. Тогда посыпалось все – от финансов до логистики, и первое время нам и правда было не сладко. Понятно, что наиболее болезненно данную ситуацию переживало машиностроение, станкостроение, нефтедобыча и электроника. Они были сильнее прочих связаны с мировой торговлей как по продажам, так и по закупкам. После известных событий более половины привычных поставщиков Российскую Федерацию покинуло, несогласных с нашей внешней политикой. Ограничение доступа к технологиям было одной из главных целей западных санкций, которые, к счастью, успехом не увенчалось. Теперь уже всем стало понятно, что мы обладаем собственными компетенциями, и успешно преодолели искусственно созданный Западом кризис. Он много в чем пошел России на пользу, в том числе и машиностроению. Это также простимулировало нас отказаться от зависимости зарубежных закупок. Теперь мы имеем собственное оборудование, базу, программное обеспечение и кадров. С последними пока не везде все гладко, но это повод обратить внимание на систему образования. Потому что чтобы иметь компетентных специалистов, их нужно вырастить и выучить, да еще и условия такие создать, чтобы за кордон не сваливали, мол, там теплее и сытнее. С последним, кстати, за последний год все довольно не плохо. Уезжать стали и правда меньше, хотя отток кадров два года назад, конечно, был колоссальный. Но, свято место пусто не бывает, и на места тех, кто уехал, пришли новые люди, готовые трудится на благо своей родины.
Проекты по импортозамещению были сформированы правительством еще в 2022 году. Всего их насчитывается сто шестьдесят два, но сразу после утверждения многие из них реализовать было невозможно. А вот в 2023, когда страна подвыровнялась, смогла заняться внутренними отраслями. Программы касаются химической и лесной промышленности, металлургии, машиностроения. Всего на это выделено государством свыше пяти триллионов рублей. И это только те проекты, что проходят в рамках государственного финансирования, а сколько реализуется частных, навскидку даже подсчитать невозможно.
Машиностроение обрело после кризиса вторую жизнь. После всех передряг мы сумели-таки начать изготавливать самостоятельно легковые и грузовые автомобили. Стоит ли говорить, что для такой огромной страны, как наша, логистика крайне важна? Также значительно продвинулись мы и в производстве скоростных поездов. Раньше у нас были только «Сапасан» и «Ласточка», которые делались совместно с немецкой компанией. Именно по их образу и подобию, но уже совершенно самостоятельно РЖД сделали «Финиста».
Кстати, несмотря на разрыв отношений с Германией, производство «Ласточки» и «Сапсана» тоже не прекратилось, а вот зависимости от иностранных закупок у России больше нет. Во многом потому, что многое стали делать сами, а во многом потому, что нам теперь куда проще и выгоднее купить что-то, например, у того же Китая. Отношения с Поднебесной у нас стали самые дружеские. Кстати, во многом и финансового дефицита поэтому нет. Китай покупает у нас даже продовольственные товары, не говоря уже о технике и энергоресурсах. С таким партнером можно не волноваться о будущем, так как мы имеем выход на самый перспективный рынок в мире. Огромной поддержкой также является импорт и экспорт с Индией.
Кстати, новый «Финист» уже прошел испытание дорогой, отправившись в свое первое путешествие по маршруту Екатеринбург-Каменск-Уральский. На данный момент РЖД уже выпустило восемь «Финистов». В планах на этот год сделать еще четыре. Задача выглядит более чем реальной, с учетом предыдущего опыта. Так что давно нам уже не страшны никакие санкции и ценовые потолки на нефть. Мы уже даже поезда делаем сами. Давно пора было, но все как-то руки не доходили. Зато теперь разом и до всего дошли, и получается очень даже успешно производить то, о чем когда-то и подумать не могли. Посмотрим, каким выдастся 2024, но уже сейчас понятно, что для нас удачным.