«Индекс идиота»: Илон Маск объяснил, почему корабли NASA такие дорогие
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>«Индекс идиота»: Илон Маск объяснил, почему корабли NASA такие дорогие230 прочтенийСегодня
В Америке благополучно приземлился космический корабль Starliner. Веселится и ликует народ, так сказать. Потому что народу забыли сказать, что миссия корабля с грохотом провалена. Почему? На самом деле, всё очень просто и бесспорно.
Starliner создавался в сотрудничестве NASA и Boeing в качестве замены печально известной программе «Шатл». После чего была закрыта та программа, все и так помнят, не будем повторяться. Много лет после этого могучая гегемония добиралась в космос на закорках у российских пилотируемые кораблей. Пока не появился Илон Маск и немного не исправил эту ситуацию. С тех пор американское государство перестало зависеть от российского и начало зависеть от Илона Маска. Какие отношения с ним сложились у американского государства, можно даже не повторять: все видели карикатуру про Камалу Харрис, которую он вчера выложил. Некий таинственный кукловод сбрасывает с руки потрёпанную куклу Джо Байдена, и надевает вместо неё улыбающуюся куклу Камалы Харрис. Куда там делся наш любимый иноагент Макаревич? Он не хочет спеть своё фирменное «лица стёрты, краски тусклы: то ли люди, то ли куклы»?.. Понятно, чуем, что не хочет он этого петь своим американским боссам.
А вот Илон Маск – «поёт», так сказать. Пишет, рисует, говорит – делает, что хочет, у него вообще целая соцсеть для этого имеется, чем он и пользуется на всю катушку. И тронуть его, что самое обидное, нельзя, потому что на том же самом Илоне Маске висит и вся военная программа американской космонавтики, без которой сдаваться российско-китайскому альянсу Америка сможет уже прямо завтра. Такова ситуация. В России её обознаются словом из 4 букв, которое пониже поясницы находится.
Мы рассказали эту историю, потому что всегда надо понимать контекст любому, кто претендует понимать хоть что-либо в международной политике. Потому что дело далеко не в том, что приземлился корабль Starliner без экипажа. Дело в том, что сюда напрямую подключены американские выборы, где Америка вот-вот должна будет пройти в шаге от гражданского противостояния. И там находится военная программа США. И туда же зашиты результаты геополитического противостояния с Китаем и Россией. Это всё говорит о крайней важности случившегося события. А теперь – что же, собственно, случилось?
«Космический корабль Starliner американской компании Boeing совершил успешную посадку в штате Нью-Мексико в 22:01 по местному времени», — сообщила ведущая прямой трансляции от компании Boeing.
Но самое главное – что прибыл он без экипажа. 61-летний Барри Уилмор и 58-летняя Сунита Уильямс остались на МКС. И это – катастрофа. Почему? А вот этого-то как раз американским обывателям и не сообщают! Ради того-то, во многом, и изгнали из США Маргариту Симонян и навалили санкции на российские СМИ: чтобы некоторые темы навсегда остались в тени.
Дело в том, что тестировался не космический корабль, как таковой. Тестировалась замены для программы «Шаттл», то есть – пилотируемых возвращаемых космических кораблей.
Целью программы «Шаттл» (как и её замены) было, разумеется, не просто запулить в космос свой корабль, а более конкретная вещь: ВОЗИТЬ ЛЮДЕЙ.
Грубо говоря, перед NASA не стоит абстрактная задача «сделать хороший корабль». Перед ними стоит задача возить астронавтов на орбиту и обратно. Именно это должны были доказать испытания: что корабль Starliner способен отвезти астронавтов на орбиту, а потом вернуть их из космоса.
В результате же Starliner доказал ровно обратное: что он НЕ способен на это! Что люди, которых доверили этой программе, застряли на МКС. Это чистый итог, который для «Боинга» катастрофичен. Вот, что говорят эксперты:
«НАСА приняло Программу развития коммерческих пилотируемых кораблей (CCtCap), в рамках которой 2,6 миллиарда долларов досталось SpaceX, а в полтора с лишним раза больше — 4,2 миллиарда — гигантам из Boeing. Контрактные обязательства при этом были одинаковые: создать системы, которые смогут летать к МКС.
Судьба кораблей Dragon от SpaceX — как пилотируемых, так и транспортных — хорошо известна: они исправно и регулярно доставляют на станцию и людей, и грузы. При этом первые ступени ракет и сами спускаемые аппараты используются повторно, что значительно удешевляет процесс. Starliner же сильно отставал. Компания вышла далеко за рамки бюджета, выделенного НАСА, так что дополнительные испытания пришлось проводить за свой счет. Сегодня убыток Boeing по программе Starliner оценивается в 1,5 миллиарда долларов, в то время как SpaceX исправно зарабатывает».
Таким образом, мы понимаем, что стояло на кону. Для «Боинга» – это были миллиарды долларов, которые могли позволить из убытка вернуться к прибыли в случае успешной миссии Starliner, после которой финансирование программы снова бы разморозили.
Для американского государства – на кону стояло избавление от монополии Илона Маска и хоть какая-то потенциальная альтернатива этому неконтролируемому бунтарю. Как мы видим, снова ничего не получилось.
Впрочем, не стоит «переживать», едва ли США свернут финансирование по программе Starliner, хотя психовать и скандалить, наверное, будут самым страшным образом. Дело в том, что для них действительно неприемлемо полностью зависеть от частника. Это лишь немногим лучше, чем зависеть от России. Так что – придётся им и дальше финансировать бездарей из «Боинга», которые, судя по всему, окончательно уже разучились делать не только гражданские самолёты, но и космические корабли.
Для понимания, почему всё так непросто, и почему было просто так взять и вместо одних космонавтов спустить на землю других. Вот, что говорят эксперты:
«Космические корабли — не такси, просто так нельзя пересесть из одного в другой. Для каждого полета космонавтам и астронавтам создают индивидуальные скафандры и "кресла" — ложементы. Поэтому, как правило, участники миссий на МКС возвращаются на том же, на чем и прилетели. Российским космонавтам, чей "Союз" получил повреждения из-за микрометеорита, пришлось переносить свои ложементы в новый аналогичный корабль. Однако Уилмор и Уильямс не смогут повторить трюк: другого "Старлайнера" просто не существует».
Понять это довольно просто: все слышали, наверное, про огромные перегрузки, которые приходится испытывать космонавтам. Чтобы не допустить вреда для здоровья, под них и создаются индивидуальные «ложа», так сказать, в которых вес тела распределяется равномерно. И просто так сесть на чужое место, конечно же, нельзя.
Но в США мы к тому же наблюдаем печальную стадию капитализма, которая называется «монополия». Там фактически на каждую военную отрасль остался строго один производитель, у которого просто нет конкурентов. Поэтому ребятам просто незачем напрягаться: как бы они ни косячили, и какие бы бешеные аппетиты ни проявляли, государство будет им покорно платить – больше всё равно некому.
«Илону Маску, который, разбогатев на интернет-банкинге, всерьез задумал отправить миссию на Марс, пришлось создавать космическую отрасль буквально заново. Изучив предложения на рынке в начале 2000-х, он выяснил, что ракеты-носители стоят значительно дороже, нежели материалы, из которых они изготовлены. Такую разницу в цене он назвал «индексом идиота», — пишет биограф предпринимателя Уолтер Айзексон.
«Поставщик потребовал 120 тысяч долларов за привод, поворачивающий сопло двигателей второй ступени. Маск заявил, что он, по сути, не сложнее механизма для дистанционного открывания гаражных дверей, и велел одному из инженеров изготовить его за пять тысяч», — рассказывает Айзексон. В результате абсолютное большинство компонентов для ракет компания SpaceX сегодня производит самостоятельно.
Ну а России остаётся лишь поздравить США с подобным положением дел! Если они сумели довести до такого состояния критически важную отрасль, на которую возлагали все надежды по перехвату военного лидерства у России и Китая, то мы можем немного выдохнуть: им это, судя по всему, ещё долго не удастся!