Индия учтет опыт Европы, когда за высокими ценами на газ и электроэнергию стоит геополитика
Пока США, НАТО, ЕС и Россия ссорятся, европейцы дорого платят за отопление своих домов. Текущий кризис, сопровождающийся резким ростом цен на газ в Европе в сочетании с резким похолоданием в регионе подчеркивает тот факт, что переход на зеленую энергию в любой части мира не будет легким.
Высокие цены на газ в Европе также выдвигают на первый план проблемы, связанные с переходом на экологически чистые источники энергии: эта энергия заключается не только в выборе правильной технологии, но переход на экологически чистую энергию имеет экономические и геополитические аспекты, которые необходимо принимать во внимание. также.
Газовые войны в Европе — это часть более крупной геостратегической битвы, которую ведут США, используя Организацию Североатлантического договора и Украину. Проблема США и Европейского Союза заключается в том, что отказ от энергетической зависимости ЕС от России обойдется Европе огромными издержками, которые упускают из виду в нынешнем противостоянии между Россией и НАТО. Разрыв с Россией на этом этапе из-за Украины будет иметь огромные последствия для попытки ЕС перейти на более чистые источники энергии.
Европейский Союз усугубил проблему перехода к «зеленой» экономике, выбрав полностью рыночный подход к ценообразованию на газ. Зимой цены на газ в Европейском союзе имеют тенденцию к резкому росту, как это было в 2020 году и снова в 2021 году. Для Индии и ее электросети очевиден один урок из этого европейского опыта. Рынки не решают проблему ценообразования на энергию, так как требуют планирования, долгосрочных инвестиций и стабильности в ценообразовании.
Электроэнергетический сектор столкнется с катастрофическими последствиями, если он будет передан частным электроэнергетическим компаниям, как это предлагается в Индии. Именно на это направлен переход к отделению проводов от электричества, которое они передают, посредством предложенной правительством Индии поправки к действующему Закону об электроэнергетике 2003 года.
Переход на зеленую энергию. Чтобы понять проблемы, связанные с переходом на зеленую энергию, важно более внимательно изучить текущие проблемы, связанные с поставками газа, с которыми сталкивается Европейский союз.
ЕС выбрал газ в качестве топлива для производства электроэнергии, так как он уходит от угля и атомной энергии, а также вкладывает значительные средства в ветровую и солнечную энергию. Аргумент, выдвинутый в пользу этого выбора, заключается в том, что газ обеспечит ЕС переходным топливом с низким уровнем выбросов углерода, поскольку газ, как правило, производит меньше вредных выбросов, чем уголь. Другое дело, что газ в лучшем случае является краткосрочным решением, так как он по-прежнему выделяет в два раза меньше парниковых газов, чем уголь.
Проблема зеленой энергии заключается в том, что она требует гораздо больших дополнительных мощностей, чтобы справляться с сезонными и суточными колебаниями, которые планировщики не учитывали, выступая за переход на чистые источники энергии. Зимой в более высоких широтах дни короче, и поэтому в мире меньше часов солнечного света. Эта сезонная проблема с солнечной энергией усугубилась в Европе слабыми ветрами в 2021 году, что привело к снижению выработки электроэнергии ветряными мельницами.
Европейский союз сделал большую ставку на газ для достижения своих краткосрочных и среднесрочных целей по сокращению выбросов парниковых газов. Природный газ можно хранить для удовлетворения краткосрочных и сезонных потребностей, а добычу газа можно даже легко увеличить за счет газовых месторождений с необходимой мощностью перекачки. Однако все это требует заблаговременного планирования и инвестиций в наращивание избыточных мощностей для удовлетворения потребностей ежедневных или сезонных колебаний.
К сожалению, ЕС твердо верит в то, что рынки волшебным образом решают все проблемы, переходя от долгосрочных ценовых контрактов на газ к спотовым и краткосрочным контрактам, в отличие от Китая, Индии и Японии, у которых долгосрочные контракты привязаны к их ценам на нефть.
Рыночные силы. Почему цена на газ влияет на цену электроэнергии в ЕС? В конце концов, на долю природного газа приходится лишь около 20% производства электроэнергии в ЕС. К несчастью для жителей Европы, не только рынок газа, но и рынок электроэнергии был «либерализован» в рамках рыночных реформ в ЕС.
Структура энергии в сети определяется аукционами на рынке энергии, на которых частные производители электроэнергии предлагают свои цены и количество, которое они будут поставлять в сеть. Эти ставки принимаются в порядке от самой низкой к самой высокой до тех пор, пока прогнозируемый спрос на следующий день не будет полностью удовлетворен. Затем цена последнего участника торгов становится ценой для всех производителей. На языке неолиберальных рыночных фундаменталистов цена, предлагаемая последним участником торгов, является его «предельной ценой», обнаруженной в ходе рыночного аукциона электроэнергии, и, следовательно, является «естественной» ценой электроэнергии.
В настоящее время в ЕС природный газ является маргинальным производителем, поэтому цена на газ также определяет цену на электроэнергию в Европе. Это объясняет почти 200-процентный рост цен на электроэнергию в Европе в 2020 году. В 2021 году, согласно октябрьскому отчету Европейской комиссии, цены на газ растут во всем мире, но более значительно на региональных рынках нетто-импортеров, таких как Азия и ЕС. На данный момент в 2021 году цены утроились в ЕС и более чем удвоились в Азии, а в США только удвоились.
Объединение рынков газа и электроэнергии путем использования предельной цены в качестве цены всех производителей означает, что если спотовые цены на газ утроятся, как это наблюдалось в последнее время, то же самое произойдет и с ценами на электроэнергию, и никаких призов за угадывание того, кто больше всего пострадал от таких увеличений, не будет. Хотя использование предельной цены в качестве цены на электроэнергию для всех поставщиков, независимо от их соответствующих затрат, подверглось критике с разных сторон, неолиберальная вера в богов рынка господствует в Европе.
У России есть долгосрочные контракты, а также краткосрочные контракты на поставку газа в страны ЕС. Президент Владимир Путин высмеял увлечение ЕС спотовыми ценами и ценами на газ и заявил, что его страна готова поставлять больше газа в регион по долгосрочным контрактам. Между тем, в октябре прошлого года президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Россия не вносит свой вклад в помощь Европе в преодолении газового кризиса, согласно статье в The Economist.
В статье, однако, говорится, что, по мнению аналитиков, «крупные континентальные клиенты России недавно подтвердили, что Россия выполняет свои контрактные обязательства», добавив, что «мало веских доказательств того, что Россия является важным фактором в нынешнем газовом кризисе в Европе». Вопрос здесь в том, что ЕС либо верит в эффективность рынков, либо нет. ЕС не может утверждать, что рынки работают лучше всего, когда спотовые цены низки летом, и теряет эту веру зимой, прося Россию увеличить поставки, чтобы «контролировать» рыночную цену. И если рынки действительно лучше, почему бы не помочь рынку, ускорив получение разрешительных документов для газопровода « Северный поток-2 », по которому российский газ будет поступать в Германию?
Трубопроводная политика. Это подводит нас к запутанному вопросу о ЕС и России. Нынешний украинский кризис, который омрачил отношения между ЕС и Россией, также тесно связан с газом. Трубопроводы из России через Украину и Польшу, наряду с подводным «Северным потоком-1», в настоящее время поставляют основную часть российского газа в ЕС. У России также есть дополнительные мощности через недавно введенный в эксплуатацию «Северный поток-2», чтобы поставлять больше газа в Европу, если она получит разрешение от финансового регулирующего органа.
Нет никаких сомнений в том, что «Северный поток-2» увяз не только в вопросах регулирования, но и в газовой геополитике Европы. США оказали давление на Германию, чтобы она не допустила ввода «Северного потока-2», а также пригрозили ввести санкции в отношении компаний, причастных к проекту газопровода. Однако перед уходом с поста канцлера Германии в сентябре прошлого года Ангела Меркель сопротивлялась давлению со стороны Вашингтона с целью остановить работы над трубопроводом и вынудила Соединенные Штаты согласиться на «компромиссную сделку». Кризис на Украине заставил Германию отложить «Северный поток-2 », даже если это означает обострение двойного кризиса цен на газ и электроэнергию.
В чистом выигрыше от всего этого остаются Соединенные Штаты, которые получат ЕС в качестве покупателя своего более дорогого газа. В настоящее время Россия поставляет около 40% газа в ЕС. Если это остановится, Соединенные Штаты, которые обеспечивают около 5% потребности ЕС в газе (по данным на 2020 год), могут оказаться в большом выигрыше. Заинтересованность Соединенных Штатов в санкционировании поставок российского газа и недопущении ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» связана не только с их поддержкой Украины, но и с тем, чтобы Россия не стала слишком важной для ЕС. «Северный поток-2» может способствовать формированию общего общеевропейского рынка и более крупной евразийской консолидации.
Соединенные Штаты хотят сосредоточиться на НАТО и Индо-Тихоокеанском регионе, поскольку их внимание сосредоточено на океанах. В географическом отношении океаны представляют собой не отдельные, а сплошные тела, занимающие более 70% поверхности мира, с тремя крупными островами: Евразией, Африкой и Америкой. (Хотя в формулировке британского географа Хэлфорда Макиндера, родоначальника идеи мирового острова, Африка рассматривалась как часть Евразии).
Одна только Евразия является гораздо большим островом, на котором проживает 70% населения мира. Именно поэтому Соединенные Штаты не хотят такой консолидации. Мир переживает, возможно, величайший переход, который когда-либо знала человеческая цивилизация, в решении текущих проблем, связанных с изменением климата. Для решения этих проблем требуется энергетический переход, который не может быть достигнут с помощью рынков, отдающих предпочтение немедленным прибылям, а не долгосрочным общественным выгодам.
Если газ действительно является переходным топливом, по крайней мере, для Европы, ей нужна долгосрочная политика интеграции своей газовой сети с газовыми месторождениями, имеющими достаточные хранилища. И Европе нужно перестать играть в игры со своей энергией и глобальным климатическим будущим в интересах Соединенных Штатов.
Для Индии уроки очевидны. Рынки не работают на инфраструктуру. Долгосрочное планирование с руководством штата — это то, что нужно Индии для обеспечения электроэнергией всех индийцев и обеспечения зеленого перехода страны вместо зависимости от рынков электроэнергии, искусственно созданных несколькими регулирующими органами, устанавливающими правила в пользу частной монополии электроэнергетических компаний.
Прабир Пуркаястха, основатель цифровой медиа-платформы Newsclick.in. Статья подготовлена в сотрудничестве с Newsclick и Globetrotter, которые предоставили ее Asia Times.