Инициатива, тормозящая развитие. Министерство финансов ограничивает вложения ФНБ

Весьма странные и нелогичные предложения инициирует Министерство финансов. Сегодня в СМИ появилась весьма подробная информация насчет ограничительных мер, предлагаемых Минфин по вопрос инвестиций средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Итак, разберём их

Инициатива, тормозящая развитие. Министерство финансов ограничивает вложения ФНБ

Для начала о позитивных моментах. Согласно пояснительной записке к проекту госбюджета объем ФНБ будет выглядеть следующим образом:

  • 2022 — 16,5 трлн (+2,7 трлн к 2021 году)
  • 2023 — 20,1 трлн (+3,6 трлн к 2022 году)
  • 2024 — 23,3 трлн (+3,2 трлн к 2023 году)

Таким образом Минфин прогнозирует, что средний ежемесячный объем нефтегазовых сверхдоходов составит 300 млрд рублей в месяц. Мы бы не назвали данную оценку слишком консервативной, хотя по мере увеличения добычи нефти можно ожидать превышение установленной планки до среднего уровня в 350 млрд рублей.

Также позитивным является тот факт, что объем вложений средств ФНБ в 2022-2024 гг. составит не 1,6 трлн, как предполагалось ранее, а 2,5 трлн. Плюс 900 млрд обеспечит финансирование газохимического комплекса в Усть-Луге. Этот проект был выведен из-под действия лимита по той причине, что на выделяемые средства планируется закупить импортное оборудование. То есть, деньги пойдут не внутрь нашей экономики, а «вовне». Пусть так. В любом случае, это лучше, чем ничего.

Теперь о негативе. Согласно информации ведомостей, Министерство финансов планирует внести следующие положения:

1. Инвестиции из ФНБ должны быть возвратными и формировать доходность не ниже стоимости заимствований государственного бюджета

Выглядит все это очень странно. Безусловно, никто не говорит о том, что деньги ФНБ не должны возвращаться. Однако в чем логика установления доходности не ниже стоимости заимствований — не понятно.

Заимствования госбюджета — размещение всем известных ОФЗ. Их доходность равна чуть более 7%. То есть, Минфин предлагает кредитовать проекты реального сектора экономики, минимум, под 7%. Как иначе трактовать данное положение — не понятно.

Но в этом случае практически все проекты являются нерентабельными. Например, для расширения БАМа и Транссиба выкупаются привилегированные акции РЖД, доходность которых составляет несколько процентов. Для Фонда развития ЖКХ также предполагается доходность в 3-3,5%.

Если Министерство финансов, действительно, хочет обеспечить доходность на уровне стоимости заимствований для госбюджета — то это загубит абсолютно все рассматриваемые правительством проекты. Надеемся, подобного не произойдет.

2. «Необходимо, чтобы проекты были интересны частному бизнесу, а доля инвестиций ФНБ не должна превышать 25% стоимости каждого из них»

Данный пункт о привлечении частного бизнеса уничтожает всю логику распечатки «кубышки Силуанова». Деньги ФНБ вкладываются как раз в те проекты, которые не способен «тянуть» частный бизнес по причине их долгой окупаемости и необходимости масштабных вложений. Это и трасса М12 Москва — Казань, и расширение БАМа и Транссиба, и ряд других проектов.

Но в Минфине снова, в лучших традициях либерального монетаризма, заявляют о необходимости привлечения частных инвестиций. Без проблем, мы только за. Но при чем здесь ФНБ, цели которого совершенно иные?

3. Минфин предлагает установить верхнюю планку, согласно которой вложения ФНБ не могут превышать 400 млрд рублей в год

Это, пожалуй, самая опасная инициатива, поскольку для двух вышеописанных все же можно оперативно сделать исключение через подпись Президента или премьер-министра. А вот процедура превышения установленного лимита является весьма сложной.

Ведомство Силуанова оперирует здесь к тому, что вложение 400 млрд рублей в год не будут способствовать росту инфляции. Однако представим, что в 2022, 2023 или же в 2024 году у нас инфляция упала до минимального уровня. Так почему бы в этом случае не выйти за пределы лимита?

В целом, мы являемся противниками того, чтобы увязывать вложение средств ФНБ с разгоном инфляции. Это будут инвестиционные, а не текущие расходы, которые потянут за собой ВВП. Их влияние на инфляцию минимально, а эффект для экономики огромен. Но раз уж системные либералы проводят неразрывную линию между инфляцией и ФНБ, то зачем устанавливать верхнюю границу? Оставьте себе запасной вариант.

В общем, новые инициативы Минфина по Фонду национального благосостояния, на наш взгляд, являются вредными. Если они все же будут приняты, то это существенным образом снизит потенциал развития отечественной экономики.