Инновации в сфере услуг. Потенциал для сокращения рабочих мест — внушительный

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Инновации в сфере услуг. Потенциал для сокращения рабочих мест — внушительный2 дня назад2 дня назад6902 мин

Внедрение инноваций традиционно ассоциируются с "тяжелыми" отраслями вроде промышленности — как с пространством технологического прогресса, автоматизации и роботизации. Однако с точки зрения распределения занятости это не вполне оправдано. Так, в обрабатывающих производствах сегодня занято менее 15% рабочей силы, тогда как сектор услуг аккумулирует более 70% занятых.

При этом именно услуги демонстрируют сегодня наибольшую концентрацию инновационной активности среди малых предприятий. Согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний, в 2024 году инновациями занималась каждая десятая малая компания в сфере услуг (10,1%), в то время как в сельском хозяйстве — только 5,6%, а в строительстве — 2,6%.

Инновации в сфере услуг. Потенциал для сокращения рабочих мест — внушительный

Устойчивое лидерство сектора услуг по уровню инновационной вовлеченности имеет прямое объяснение — конкуренция за клиента. Компании модернизируются не потому, что им предложили субсидию, а потому что это становится условием эффективности на насыщенном и меняющемся рынке. Даже несмотря на активное продвижение мер господдержки малых технологических компаний (МТК), из которых почти 5,5 тыс. входят в официальный реестр, 84,2% всех инновационных затрат финансируются за счет собственных средств бизнеса. Государственные гранты и льготные кредиты дают в сумме лишь около 12,6% всех инвестиций в инновации.

Хотя государственные программы стимулирования производительности труда сосредоточены преимущественно в промышленности или IT, данные показывают, что в секторе потребительских услуг добиться этого проще, дешевле и быстрее. Инновационные решения здесь требуют меньших инвестиций, быстрее масштабируются, легче интегрируются в бизнес-процессы. При этом эффект от внедрения: рост выручки, сокращение затрат, повышение маржинальности — ощущается практически сразу. Малые компании в сфере услуг это понимают и действуют проактивно, не дожидаясь внешнего стимулирования.

Это подводит к ключевому выводу: фокус государственной политики в области внедрений новых технологий и производительности нуждается в перераспределении. Сокращение низкоквалифицированной занятости, в том числе миграционной, должно происходить не столько в промышленности, сколько в сфере услуг. Здесь есть потенциал как для повышения эффективности, так и для снижения избыточной занятости за счет автоматизации и цифровизации процессов.

Фундаментальная задача для всей нашей экономики сейчас — оптимизация рынка труда через внедрение технологий в наиболее трудоемкие сектора экономики. Необходимо массово сокращать низкоквалифицированные и низкопроизводительные рабочие места. Мы живем не сто лет назад, когда было важно любое рабочее место. Сейчас необходимо сместить акцент с количества на качество. А основной потенциал здесь в сфере услуг. Инновации должны идти туда, где работают люди. И где результат наступает быстрее.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!