Иностранные компании рвутся обратно в Россию, но теперь вход платный. И речь не о рублях

Иностранные компании рвутся обратно в Россию, но теперь вход платный. И речь не о рублях.

Возвращение блудных корпораций: технологии вместо извинений.

Когда в 2022-м иностранные корпорации спешно покидали Россию, это напоминало эвакуацию с тонущего корабля. Спустя два года корабль не только не утонул, но и обзавелся новыми парусами. Теперь бывшие беглецы робко стучатся в двери: Hyundai, Samsung, LG и даже итальянский Ariston — все хотят вернуться. Ну, ещё бы! Ведь по мнению южнокорейских топ-менеджеров, российский рынок слишком велик, чтобы его игнорировать.

Но в Москве не торопятся открывать объятия. «Возвращенцы должны заплатить дань. Не деньгами — технологиями», — заявляет экономист Константин Смирнов. Ирония в том, что те, кто когда-то называл Россию «изгоем», теперь готовы делиться ноу-хау — лишь бы вернуть долю в экономике 140-миллионной страны.

Кого пустят, а кого отправят послушать песню группы «Ленинград»

Правительство делит беглецов на две категории:

— Так называемые «тихони» — ушли без скандалов, передали активы за символическую плату (как Renault за 2 рубля). Их ждут — но уже не за копейки: «Рыночная цена плюс технологический бонус», — уточняет Смирнов.

— Хлопальщики — те, кто громко хлопал дверью, называя санкции «моральным» долгом. Финские компании, IKEA, Starbucks — их не ждут. «Зачем нам те, кто топил нашу промышленность?» — вопрошает глава РСПП Александр Шохин.

Любопытный парадокс: иностранцы, купившие в феврале ОФЗ на 47 млрд рублей, явно рассчитывают не только на проценты. «Это сигнал: Запад устал от санкционной риторики», — отмечает Bloomberg.

Технологии как «плата за вход»: кому это выгодно?

Российский бизнес, занявший ниши ушедших гигантов, в панике. Производители одежды, рестораны быстрого питания и IT-стартапы криком кричат, мол, не стоит пускать их обратно. И называют причины:

— «Они душили нас раньше — будут душить снова». Западные бренды блокировали доступ российских товаров в ТЦ. А теперь, когда, например, «Ашан» под завязку заполнен отечественной косметикой и гаджетами, возвращение Zara грозит новой ценовой войной.

— Их технологии устарели. За два года Китай и Индия стали главными поставщиками комплектующих. При этом, зачем нам Samsung с процессорами 2022 года, если у „Эльбруса“ уже пятое поколение, вопрошают эксперты.

Но есть нюанс: в автопроме и микроэлектронике отставание всё ещё критическое. Hyundai, готовый передать России технологии водородных двигателей, может стать исключением. Так что, если предложат нам какие-то ноу-хау — пусть возвращаются.

Рестораны, мода, бытовая техника: вот тут война может продолжится.

— Фастфуд. Сети вроде «Вкусно — и точка» (бывший McDonald’s) опасаются рейдерского возвращения Запада: «Если старые хозяева вернутся, цены взлетят вдвое», — предупреждает шеф-повар Артем Логинов.

— Мода. Российские бренды вроде Viva Vox и Black Star Wear наконец получили полки в ТЦ. Возвращение H&M грозит им банкротством. «Они снова начнут диктовать условия», — говорит дизайнер Алина Петрова.

— Бытовая техника. Многие уже забыли, что такое Bosch, LG. Теперь покупатели выбирают между «Холодилычком» и Redmond. И, в случае чего, и тут мы будем наблюдать нешуточные ценовые войны.

Турецкий сценарий: когда принципы уступают прибыли.

Турция, никогда не присоединявшаяся к санкциям, становится негласным образцом. «Западные компании работают через турецкие дочерние фирмы — и все довольны», — отмечает The Economist. Россия, похоже, берёт курс на аналогичную схему: Hyundai возвращается через дистрибьюторов, LG — под видом «безымянных» поставок.

Но есть и риски: как отмечает Financial Times, 37% иностранных инвестиций в РФ сейчас — это реинкарнации старых брендов через третьи страны. «Они платят налоги в офшорах, а технологии остаются за границей», — предупреждают эксперты. Таких стоит выявлять и опять же знакомить с творчеством Зои из «Ленинграда»

Не мытьём, так катаньем

Россия оказалась в парадоксальной ситуации: санкции, призванные изолировать её, сделали страну полигоном для импортозамещения. Теперь Запад, поняв, что «уйти и забыть» не вышло, пытается вернуться — но уже на новых условиях.

Как говаривал классик: «Когда запахло деньгами — принципы побоку». Вот только принципы эти теперь измеряются в гигабайтах технологий, а не в долларах. И если Hyundai привезёт водородные двигатели, а Samsung — чипы нового поколения, Москва, возможно, скажет: «Добро пожаловать». Остальным же придётся наблюдать за пиром отечественного бизнеса со стороны — с носом вместо приглашения.