Интрига года завершена. Су-35 и Ми-28НМ в ближайшее время точно усилят ВВС Ирана. Как это изменит военный баланс сил на Ближнем Востоке?
Одним из интересных достижений Су-35 стал тот факт, что он персонально внесен в санкционный закон CAATSA и позволить его купить могут только по-настоящему суверенные страны. Первым покупателем стал Китай. Теперь к нему добавился Иран. Фото МО РФ
Каких только предположений не доводилось мне слышать последние полгода относительно сделки между Россией и Ираном, по первой партии российских истребителей СУ-35СЭ. И то, что Иран отказался от них по причине небоеспособности, что просто смешно, ибо Су-35С, на сегодня, самый результативный истребитель нового тысячелетия. И то, что российскому руководству запрещает продавать его Израиль. И даже то, что у Ирана, на самом деле, вообще нет денег. Чёрт-те что выдумывали, и главное писали, причем не только блогеры, но и всякие одиозные лётные журналы. Как всегда, эти слухи образовались на фоне информационного вакуума, или если хотите, "тумана войны", возникшего вокруг сделки. Ещё в марте нынешнего года о ней говорилось, как о свершившемся факте. А в мае, согласно сведениям израильских изданий, с ссылкой на их военную разведку АМАН, первые машины должны были поселиться в своем новом доме, на перестроенной авиационной базе Oghab-44 ("Орёл-44"). Но ничего такого не происходило, и наступила пора гаданий на кофейной гуще. В сентябре "Форбс", ничуть не сомневаясь, написал, что Иран сам отказался от сделки, из-за надежд на получение замороженных США денежных средств в катарских банках. США, кстати, иранцев как всегда изящно кинули, заявив, что спинным мозгом чувствуют, дескать Иран причастен к событиям в Газе. Никто этого не доказал, но какая гегемону разница. Хотя эти события, на самом деле, никак не влияли на договоренности между Москвой и Тегераном, в мае 2022 года проведшим первые переговоры о начале полномасштабного военного сотрудничества.
У Су-35 несколько десятков выигранных воздушных боёв. Это единственный боевой самолёт 21 века на котором летают настоящие асы. Фото МО РФ
До сегодняшнего дня самыми современными истребителями IRIAF (ВВС Исламской Республики Иран) были купленные в последний год существования СССР МиГ-29"А-12". На базе "Орёл-44", в скальных бункерах, отстаивались древние "Фантомы" (McDonnell Douglas F-4 Phantom II) времен Вьетнамской войны, которые иранские вооруженные силы использовали, как истребители-бомбардировщики. Надо сказать, что и свои старые машины Иран поддерживал в образцовом порядке, умудрившись сделать для них целый ряд довольно конкурентных образцов авиационного и высокоточного оружия, Но факт оставался фактом. События в Восточной Европе прекрасно показали, что ранние самолёты "четвертого поколения", без модернизации, абсолютно недееспособны против более современных истребителей поколения "4++". МиГ-29 и Су-27 не смогли выиграть у более новых "сушек" ни одного воздушного боя, за исключением прохладных фантастических историй про разных нелепых "призраков", и это железный факт. Основные враги Ирана вооружены не менее продвинутыми самолётами, включая "невидимки" Ф-35 "Молния-2". И несмотря на то, что данная машина вызывает много споров, однако набор хорошего оружия, мощный радар и вовлеченность в сетецентрическую систему ведения боя, делает из неё противника опасного, а для стареньких МиГов и, тем более, "Фантомов" просто фатального.
Наконец, довелось увидеть воочию использование РБК-500. Это, конечно, нечто.
Так выглядит место будущей стоянки Су-35, база Oghab-44. От потенциальных ударов он будет спрятан в глубине скального массива. Фото IRNA
Иранцы очень хотели купить "Тридцать пятые". Они для их не самой маленькой страны, со сложным рельефом, подходят фактически идеально. Большая дальность, возможность несения широкой номенклатуры оружия, включая ракеты "воздух-поверхность", хорошая боевая нагрузка и мощные радары делали из "сушки" желанный приз для IRIAF. И когда, под давлением США, от своей партии уже изготовленных экспортных Су-35 отказался Египет, Иран по сразу выразил готовность забрать её всю. Но видимо, у кого-то из наших ещё оставались некие иллюзии, по поводу возможного примирения с Западом. Затем они окончательно развеялись. Первые "Герани" наглядно показали, что сотрудничество вышло на новый уровень. А в декабре 2022 Иран впервые на официальном уровне заявил о начале реализации сделки по Су-35 и боевым и многоцелевым вертолётам.
Говорилось также о живом интересе иранской стороны к к "утятам" Су-34. Всего Тегеран готов был выложить денежки за 150 самолетов разного назначения, из которых более сотни только истребителей и истребителей-бомбардировщиков. По любым меркам, это необычайно жирный контракт. Никуда это желание не делось и сейчас. Всякое своё заявление о покупке Су-35 иранские официальные лица сопровождают оговоркой, что это только первоначальная партия. Все понимают, насколько Су-35 изменит расклад сил на этом ТВД. Всякие попытки бомбить военные объекты Ирана, и без того осложненные логистикой, географией и наличием приличной ПВО, вообще будут граничить с самоубийством.
Ещё одной важной сделки стал контракт на боевые вертолёты Ми-28НМЭ. Многие могут сказать, что такие машины нужны нам самим. Но во-первых, оборонный комплекс должен хоть как-то покрывать расходы на внутренние нужны, а во-вторых, деньги от таких контрактов позволят расширить производство и выпускать достаточное количество машин. Фото ВВС Ирака.
Летом не только западные СМИ, но и часть отечественных военных блогеров вдруг начали какую-то непонятную информационную возню вокруг этого контракта, и даже принялись заведомо ругать иранцев, как обычно, строили свои выводы на умозрительных предположениях и банальных сплетнях. Хотя прибывшие в Иран учебно-тренировочные Як-130 ясно говорили о его дальнейших намерениях. А 28 ноября 2023 года все спекуляции вокруг этой темы окончательно завершились, после заявления заместителя министра Обороны Ирана, генерала Сейеда Мехди Фархи. Он подтвердил, что все формальности сделки завершены и в ближайшее время иранские ВВС получат сразу две современных российских разработки, истребители Су-35СЭ для ВВС и ударные вертолёты Ми-28НМЭ для КСИР.
Многих удивило, что иранцы выбрали "Ночного охотника", а не более результативного и проверенного в боях "Аллигатора" Ка-52. Но они хотели именно Ми-28, потому как хорошо знали вертолёт по работе во время войны с запрещенным ИГ в Северном Ираке
2014-2017 гг. Там "Охотник не только продемонстрировал боевую мощь, но и не был ни разу сбит, хотя такие попытки происходили постоянно. Так что теперь по "каспийскому мосту" начнется двухстороннее и обоюдовыгодное движение, и его можно только приветствовать.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!