Иран грозит перекрыть Ормузский пролив: что это может значить для мировой экономики

Иран грозит перекрыть Ормузский пролив: что это может значить для мировой экономики

Власти Ирана рассматривают идею перекрытия Ормузского пролива. Иран изучает этот вопрос и придерживает это решение на случай дальнейшей эскалации, например при ударах по своим НПЗ.

Нефть может взлететь до $300 за баррель из-за конфликта на Ближнем Востоке. Такое предупреждение сделал глава МИД Ирака Фуад Хусейн, подчеркнувший, что «продолжение конфликта в регионе и закрытие Ормузского пролива может привести к серьезным экономическим потрясениям».

Общая длина пролива — 167 километров, ширина в самой узкой части — 39 километров, в самой широкой — 96.

Согласно подсчетам Управления энергетической информации (EIA), перевозки нефти через Ормузский пролив в 2023 г. составили 14,9 млн баррелей в сутки (б/с), а нефтепродуктов – 5,9 млн б/с.

Для сравнения: глобальный объем морских перевозок нефти и нефтепродуктов в 2023 г. достиг 77,6 млн б/с.

Крупнейшим поставщиком нефти через Ормузский пролив является Саудовская Аравия, при этом свыше 80% всех поставок в 2023 г. были предназначены для стран Азии, в том числе для Китая, Индии, Японии и Южной Кореи, общая доля которых составляла 69%.

Экспортные перевозки сжиженного природного газа (СПГ) через Ормузский пролив в 2023 г. достигли 10,1 трлн кубических футов в сутки, из которых 9,5 трлн куб. фут./сут. приходилось на Катар, а 0,6 трлн куб. фут./сут. – на Оман.

Для сравнения: глобальный экспорт СПГ в 2023 г. достиг 53 трлн куб. фут./сут.

Однако в Израиле считают, что Иран блефует. Впрочем, если он и решит перекрыть пролив, то мировой рынок не заметит дефицита. При этом израильские эксперты ссылаются на исторический опыт.

Во время Ирано-Иракской войны ни одна из сторон с начала конфликта в 1980 году не смогла добиться решающего преимущества. Тогда в качестве способа добиться преимущества стороны начали целенаправленно атаковать нефтяные суда друг друга — ставка была сделана на подрыв экспортного потенциала противника, ведь именно нефть обеспечивала бюджеты обеих стран.

Ирак начал первым: уже к осени 1984 года его военные атаковали около 40 иранских танкеров. Иран ответил менее избирательно — удары наносились не только по иракским, но и по танкерам других государств региона, включая Кувейт и Саудовскую Аравию.

Флаги судов игнорировались: важнее был маршрут и порт назначения. При этом обе стороны заявляли о закрытии зон Персидского залива для судоходства, но атаки происходили и за пределами этих зон.

Судоходство в регионе стало настолько опасным, что США были вынуждены направить флот для конвоирования танкеров, после чего риски снизились.

К слову, от морской мины, неизвестно чьей именно, пострадал даже советский танкер «Маршал Чуйков», подорвавшийся в 1987 году. Судно не затонуло и до сих пор числится в торговом флоте.

Всего в период «танкерной войны» зафиксировано 451 атака: 283 со стороны Ирака и 168 — Ирана.

Основной целью оставались танкеры, правда, эффективностью удары не особенно отличались: из 340 повреждённых судов утонуло лишь 11, но потери среди экипажей достигли более 300 человек.

Интересно, что несмотря на столь масштабные боевые действия в зоне, через которую проходила значительная часть мировых поставок нефти, серьёзного скачка цен не произошло. Напротив, нефтяной рынок постепенно входил в фазу перепроизводства.

Если в 1980 году баррель Brent стоил около $37, то в 1981 — уже $35, в 1982 – $29, а к 1985 — и вовсе менее $27. В современном эквиваленте, если считать в ценах 2025 года, стоимость барреля нефти упала с более чем $115 до менее чем $85.

Рынок реагировал не столько на угрозы поставкам, сколько на растущие запасы и появление новых игроков на рынке, включая страны, наращивавшие добычу вне ОПЕК после нефтяного эмбарго в 1975 году.

Правда, с тех пор возможности по поражению судов явно выросли, поэтому прогнозировать последствия возобновления танкерной войны крайне сложно, но её перспективы пока не выглядят действительно реальными.