Иран снижает стоимость своей нефти, чтобы конкурировать с Россией в Китае
Тегеран вынужден снизить цены на нефть, чтобы сравняться с российским сортом Urals. Западноафриканские сорта являются одними из самых пострадавших.
Иран вынужден еще больше снижать цены на свою и без того дешевую нефть, поскольку его главный союзник все больше укрепляет свои позиции на ключевом китайском рынке.
Китай стал важным пунктом назначения для российской нефти, поскольку Москва стремится сохранить экспорт, не смотря на последствия конфликта в Украине. Это привело к усилению конкуренции с Ираном на одном из немногих рынков, куда он еще может поставлять сырую нефть, в условиях, когда иранские поставки были значительно ограничены санкциями США.
В мае российский экспорт в Китай вырос до рекордного уровня, и производитель ОПЕК+ обогнал своего союзника по картелю Саудовскую Аравию в качестве основного поставщика для крупнейшего в мире импортера – для КНР. Хотя Иран снизил цены на нефть, чтобы сохранить конкурентоспособность на китайском рынке, он поддерживает высокие масштабы экспорта, вероятно, отчасти из-за растущего спроса, поскольку Китай ослабляет строгие вирусные ограничения, которые подавляли потребление.
«Конкуренция между иранскими и российскими баррелями может закончиться в Китае, что будет полностью на руку Пекину, – говорит Вандана Хари, основатель сингапурской компании Vanda Insights. – Это также может вызвать беспокойство у производителей Персидского залива, которые увидят, что их ценные рынки заняты чужой сырой нефтью, которая продается со значительными скидками».
В официальных данных Китая указаны только три месяца импорта из Ирана с конца 2020 года, включая январь и май этого года, но данные сторонних наблюдателей свидетельствуют о стабильном потоке нефти. После небольшого снижения в апреле, в мае и июне импорт превышал 700 000 баррелей в день, по данным Kpler.
Отраслевой консультант FGE утверждает, что российская нефть Urals вытеснила часть иранских баррелей.
По словам трейдеров, цена иранской нефти была почти на 10 долларов за баррель ниже фьючерсов Brent, что поставило ее в один ряд с Urals, которая должна прибыть в Китай в августе. До конфликта в Украине иранцы продавали нефть со скидкой в 4-5 долларов. Иранские легкие и тяжелые сорта нефти в наибольшей степени сопоставимы с Urals.
Независимые китайские нефтеперерабатывающие компании являются основными покупателями российской и иранской нефти, и дешевые поставки очень важны для них, поскольку они, в отличие от государственных переработчиков, ограничены правилами экспорта топлива. Эти компании, известные как «чайники», не имеют квот на поставку топлива на зарубежные рынки, где цены выросли из-за дефицита предложения.
Вместо этого они поставляют топливо на внутренний рынок и в последние месяцы несут убытки на переработке, так как блокировки в связи с ковид-19 снижают спрос.
Менее сернистая и более качественная российская нефть ВСТО из восточного порта Козьмино, по словам трейдеров, стоит дороже иранской, но все равно дешевле сопоставимых баррелей с Ближнего Востока. Готовность Китая принимать нефть со скидкой, несмотря на ее происхождение, сдерживает потоки от других поставщиков.
Западная Африка пострадала больше всего, особенно поставки из Анголы, Габона и Демократической Республики Конго, по словам Джейн Си, старшего нефтяного аналитика компании Kpler. В прошлом месяце средний объем поставок из Западной Африки составил 642 000 баррелей в день, что является самым низким показателем с ноября 2013 года, сказала она. Сбой в ключевой структуре ценообразования также способствовал повышению стоимости импорта африканской нефти, которую приходится доставлять в Китай на гораздо более дальние расстояния.
«Затраты вызывают большую озабоченность в основном у «чайников», – говорит Михал Мейдан, директор энергетической программы Китая в Оксфордском институте энергетических исследований. – Скорее всего, такая тенденция сохранится до тех пор, пока китайская экономика не начнет набирать обороты и не возобновится активность, и тогда спрос на все виды нефти возрастет».