Испортив 3 тысячи боевых самолетов, украинцы хотят пересесть на F-35
Не так давно, в процессе презентации эпохального документа под названием «Стратегия Воздушных сил Украины-2035» главнокомандующий этим родом войск генерал-полковник ВСУ Сергей Дроздов огорошил внимавших ему с восторгом депутатов Верховной Рады «нэзалэжной» абсолютно феерическими перспективами. Оказывается, уже в самом скором времени украинские «асы» пересядут с окончательно угробленной ими техники советского производства на боевые машины европейского или, что еще скорее, американского производства! И уж тогда-то они зададут жару всем врагам драгоценной «нэньки»!
Для начала, по словам генерала, авиапарк украинского «вийська» пополнится «истребителями поколения «4++». Под таковыми Дроздов подразумевает либо шведский
Saab JAS 39 Gripen, либо, что еще скорее, F-15 Eagle производства США. Обе эти машины – достаточно известные в мире истребители четвертого поколения, шведская чуть поновее, а американская – вообще древняя настолько, что ВВС США не позднее 2025 года планируют полностью снять ее с вооружения. Так что с какой радости двоечник в лампасах вздумал «лепить» этим истребителям какие-то «плюсы» — совершенно непонятно. Впрочем, в речах командующего это еще далеко не самый интригующий момент. Какие-то там «четверки», по его словам — так, «переходной момент». В конечном итоге Воздушные силы Украины должны будут комплектоваться исключительно новенькими, «с иголочки» F-35 Lightning II. Во как! Правда, возможно это будет, по словам генерала «при дальнейшем углублении отношений с партнерами». То есть – Соединенными Штатами. Гмммм… Да куда уж еще глубже-то?! Впрочем, как говаривал в таких щекотливых моментах один известный поручик: «Гусары, молчать!»
Вдохновенная речь украинского командующего, вообще говоря, совершенно не воспринимается как выступление серьезного военного руководителя, которому, по уму, следовало бы подкреплять такие сенсационные заявления хоть какими-то цифрами и фактами. Хотя бы – в виде конкретных сумм, выделенных государством на закупку соответствующей техники и дат заключения контрактов на ее приобретение. Перед нами, скорее песнь сказителя, решившего потешить слушателей откровенными небылицами, разве, что очень увлекательными. «Вы слыхали, как поют дрозды?» — вот-вот, именно такая ассоциация возникает. Собственно говоря, единственными правдивыми словами Дроздова можно считать его признание в том, что «через десять лет, максимум, от большинства образцов техники, находящейся сейчас на вооружении, Воздушным силам Украины придется отказаться». Мог бы, вообще-то быть и откровеннее – прямо заявить, что находящийся в настоящий момент в ангарах и на аэродромах ВСУ совершеннейший хлам ни на что не пригоден уже сейчас. Через десятилетие те «летающие гробы», которые сегодня летчики «нэзалэжной» еще время от времени рискуют поднимать в воздух, просто рассыплются на болты и гайки – это факт.
А ведь во время оно – то есть после развала Советского Союза и раздела военного имущества охранявшей нашу страну Советской армии Киев получил в полное и безраздельное владение такой громадный флот воздушных боевых машин, который потенциально способен бы сделать великой авиационной державой страну куда побольше Украины. В него входили 2800 военных самолетов и вертолетов различных модификаций и предназначения. Была там и сотня настоящих стратегических бомбардировщиков, Ту-160 и Ту-22, способных нести самое грозное оружие, вплоть до ядерного. Были около двухсот фронтовых бомбардировщиков Су-24 и полсотни штурмовиков Су-25. Имелись, конечно же, и истребители – около трех сотен Су-27 и МиГ-29. Огромная крылатая мощь досталась Украине в 1991 году! И что же она с ней сделала? Сложно ответить на этот вопрос, оставаясь в пределах цензурной лексики, но мы попробуем.
Начнем при этом с оценки того, что, по официальным данным возглавляемого Дроздовым рода войск, вроде бы, осталось в строю и способно выполнять боевые задачи. Истребители? Максимум, четыре десятка относительно «живых» МиГов и чуть меньше (порядка 35) Су-27. Остальных «Сухих» — штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков в пригодном к эксплуатации состоянии наберется по два десятка от силы. Впрочем, многие военные эксперты считают и эти данные сильно завышенными и излишне оптимистичными. С ними сложно не согласиться – ведь во время боевых действий на Донбассе пилоты украинской военной авиации продемонстрировали свою полнейшую несостоятельность. Ополченцы, не имевшие ни единого самолета или вертолета и располагавшие средствами противовоздушной обороны чуть ли не самого примитивного уровня, запросто валили с небес стервятников Киева, которым удавались разве что подлые удары по жилым кварталам. Ими были сбиты 11 самолётов (4 Су-25, по два МиГ-29 и Су-24, и по одной единице Ан-30 и Ан-26, а также один Ил-76, 2 Су-24, 2 МиГ-29, 4 Су-25) и 7 вертолётов (3 Ми-8 и 4 Ми-24).Это многое говорит как о состоянии крылатых или винтокрылых машин ВСУ, так и об уровне подготовки их экипажей.
Впрочем, без всякой войны и согласно совершенно официальным данным за период времени с 1992 по 2020 годы неуклюжие «асы» «нэзалэжной» умудрились угробить в различных авиапроисшествиях 25 машин. Одна из самых громких катастроф произошла буквально в прошлом году – тогда под Чугуевым во время выполнения тренировочного полета разбился учебный военно-транспортный самолет Ан-26Ш Воздушных сил Украины, на борту которого помимо экипажа находилось более двух десятков будущих штурманов военной авиации. Как показало проведенное впоследствии расследование, основной причиной трагедии следует считать предельный износ одного из двигателей машины, изготовленного в 1977 году и с той поры «выбравшего» все мыслимые и немыслимые пределы летных часов. И это – состояние одного из самолетов, произведенных в свое время на украинском же авиазаводе «Антонов» и проходившего хоть какие-то капитальные ремонты и техническое обслуживание! Что уж тут говорить о тех машинах, для нормального функционирования которых необходимы узлы и комплектующие, которые производятся только в России, все связи с которой Киев разорвал в 2014 году?
«Постойте, — скажете вы, — но ведь исходя из названых ранее цифр, у Украины должен быть прямо-таки неисчерпаемый ресурс запасных частей для тех же МиГов или «Сухих»! Должен… Вот только его нет. И, прежде всего, потому, что все боевые самолеты, находившиеся в более-менее пристойном состоянии давным-давно проданы за рубеж. Сколько точно было совершено таких сделок и где сейчас летают эти истребители, бомбардировщики и штурмовики, доподлинно не знает никто. Впрочем, кое-какие цифры назвать мы все-таки сможем. К примеру, 231 военный самолет и вертолет были отправлены на экспорт из «нэзалэжной» только за краткий период с 2005 по 2012 годы. Эфиопия, другие страны Африки, Азербайджан и прочие «постсоветские» государства. Кто платил, тому и продавали. Два Су-27 заинтересовали даже американцев – и их лучший друг Виктор Ющенко, конечно же, не смог противиться просьбе заокеанских «партнеров». А как раз эти машины и были самыми новенькими во всем военном авиапарке… Вообще говоря, торговля советским оружием, и авиационной техникой в том числе началась буквально сразу же после выхода Украины из состава СССР. При любящем нынче поучать своих соотечественников «первом президенте» «нэзалэжной» Леониде Кравчуке не продавали его разве что только на Марс. Оружие из украинских арсеналов впоследствии обнаруживалось (и обнаруживается по сей день) по всему земному шару – от Эритреи до Ближнего Востока и от Латинской Америки до Юго-Восточной Азии.
Нельзя не сказать и о том, что эта тотальная распродажа сопровождалась не менее тотальным разворовыванием. Боевые машины, стоявшие в неохраняемых ангарах, а то и просто под открытым небом без всякого присмотра и ухода безжалостно курочили, вырывая оттуда с мясом приборы и все прочие запчасти, которые можно было продать скупщикам цветных металлов. Занимались этим как сами горе-вояки, так и пришлые мародеры, которых никто особо не гонял. Потом настал черед изувеченных корпусов – их принялись тоже резать на металл, чтобы добыть алюминий… Так бесславно сгинули те боевые машины, которым не суждено было покинуть пределы Украины.
Теперь же чудом уцелевшие самолеты и вертолеты попросту нечем ремонтировать. Спохватившиеся в 2014 году подчиненные Дрозда мечутся, выискивая комплектующие в странах Европы, которые когда-то состояли в Организации Варшавского договора и тоже имели на вооружении советские боевые машины. Не брезгуют даже более, чем сомнительными закупками далеко не новых и вряд ли оригинальных запчастей в Индии, Китае, Вьетнаме, да хоть где! Однако эти крохи никак не могут заменить полноценные поставки штатного ремкомплекта от предприятий-производителей, находящихся в России. Вот и вынужден признавать командующий Воздушными силами, что еще чуть-чуть и летать станет просто не на чем. Десять лет – это еще очень и очень оптимистичный срок. Военной авиации у Украины нет, как таковой уже сегодня. Как нет, кстати, и пилотов для нее, поскольку из-за ужасающего технического состояния самолетов и дороговизны горючего для них положенное количество летных часов могут иметь разве что единицы из тех, кто носит в украинской армии летную форму.
Что касается американских боевых самолетов в ангарах Украины, то это звучит еще смешнее и фантастичнее, чем подводная лодка в ее же степях… Цены на современные истребители выражаются в таких цифрах, что нищей стране, которой только в нынешнем, 2021 году требуется где-то найти 16 миллиардов долларов только на выплаты по своим старым долгам и еще 10 миллиардов долларов изыскать для покрытия колоссального бюджетного дефицита, они, очень мягко говоря, не по карману. Сам же Дроздов признает, что нынешний оборонный бюджет страны выполнение его прожектов «не потянет» — тут нужна «целевая государственная программа». Вот только при этом он ни словом не заикается о том, кто эту программу будет финансировать. Американцы? Дарить Киеву новенькие F-35, стоимостью в сотню миллионов долларов каждый они точно не будут. Финансировать приобретение шведских Gripen, тоже тянущих на 30-60 миллионов долларов за единицу – тем более. Разве что расщедрятся через неизвестно сколько лет на парочку списанных и «убитых» до полного неприличия F-15 – ведь скидывают же они сейчас Украине списанные патрульные катера, признанные непригодными для войны с русскими или китайцами… Однако, истребитель – не катер. Стоят они куда дороже и янки наверняка «задавит жаба».
Впрочем, даже если предположить на секундочку, что подарят – для американских истребителей нужны аэродромы и вся прочая наземная инфраструктура соответствующих стандартов. Необходимо топливо, боеприпасы, и, опять-таки, комплектующие для ремонта. Ведь к этим машинам, выполненным в дюймовом стандарте, не подойдет даже самая простая «наша» гайка, сделанная в стандарте метрическом. Все это – сотни миллионов, миллиарды долларов, которых у Киева нет. И не предвидится. Так что единственное, что можно порекомендовать генерал-полковнику Дроздову исходя из всего сказанного выше – это поменять девиз украинских Воздушных сил. Лучше всего им подойдут слова прекрасного русского писателя и поэта Максима Горького: «Рожденный ползать – летать не может!»