Исторические мечты Си Цзиньпина: КПК готова принять важное историческое решение
Коммунистическая партия Китая готова принять третье важное историческое решение. Так что же такое великое видение Си? Предстоящий пленум Коммунистической партии Китая (КПК), на котором будет сосредоточено внимание на истории Китая и ее пересмотре, очень странное дело. В рамках логики самой партии и Китая это важная ступенька для президента Си Цзиньпина на его пути к тому, чтобы закрепить свой третий срок и выйти за его рамки.
В Европе дворянство насчитывает много веков, простираясь за пределы правящих династий и часто за пределы стран. Великие имена Бурбонов, Габсбургов и Гогенцоллернов веками отбрасывали свою тень. В Риме есть семьи, происходящие от Юлия Цезаря. Несмотря на то, что они не находились у власти в течение многих лет, они все еще владеют большими поместьями, пользуются огромным уважением и влиянием.
То же самое не относится к Китаю. Как только династия уходит, вся власть и влияние тут же исчезают. Прямые потомки династий Мин или Цин не имеют никакого влияния, у них нулевой авторитет и часто очень бедны — и никто не ожидает другого. В Китае аристократическая власть проистекает из прямой связи с правящей династией, а точнее с правящим императором, в отличие от Европы, где эфемерный, но конкретный престиж приходит с титулом графа, герцога или принца, принадлежащим к разным правящим линиям.
При коммунистическом правлении все цинские аристократы потеряли свое влияние или подверглись преследованиям, как бывшие чиновники Гоминьдана (Гоминьдана), потерпевшие поражение в гражданской войне. Новое дворянство — это люди, связанные с партией и, особенно в первые три десятилетия, с «императором» Мао. Он был председателем партии и, помимо официального титула, контролировал страну. После его падения Дэн Сяопин принял бразды правления Китайской Народной Республикой. Его ключевое звание было председатель военной комиссии, и он правил с этого поста.
Тем не менее, даже когда он официально отказался от своего титула в пользу Цзян Цзэминю в 1989-м году, он все еще находился у власти до своего инсульта в 1995-м году и смерти в 1997-м году. То есть Дэн правил пожизненно и имел огромный политический вес. И Мао, и Дэн заботились об общем «красном дворянстве», но, в частности, они заботились о своих приятелях, у которых был особый статус и сила по сравнению с другими «красными князьями».
Если Си получит исторический статус Мао и Дэна, к которому он сейчас стремится, то он получит много льгот. Он приобретет огромные силы на всю жизнь, и его люди поднимутся в «аристократическом ранге» над людьми прошлых правителей. То есть люди Си будут выше тех, кого выбрали прошлые правители, а прошлые старшие кадры могут быть маргинализованы. Руководящие кадры прошлого были главным препятствием на пути реформ Си.
Как проницательно замечает Чарльз Партон, подобные пленумы по истории проводились дважды в прошлом, в 1945-м и 1981-м годах, чтобы отметить особые роли Мао и Дэна. «Подобно тому, как Мао в 1945 году стоял на заре новой эры, а Дэн в 1981 году вступил в эру реформ, Си объявил новую эру, третью эру« китайского марксизма» — сказал Партон. Подобно тому, как резолюции 1945-го и 1981-го годов подчеркнули превосходящую силу Мао и Дэна, пленум 2021-го года призван подчеркнуть неоспоримую позицию Си. Континуум славной истории КПК был подчеркнут в политической кампании этого года по изучению истории.
Интересно, что прошлые пленумы по истории также созывались на фоне жарких, но неудачных дискуссий о демократизации Китая. В 1945-м году правящая националистическая партия, Гоминьдан и КПК при посредничестве США договорились о перемирии, чтобы провести демократические выборы. В 1981-м году у Стены демократии в Пекине КПК только что подавила интеллектуальные протесты с требованием «четвертой модернизации» в пользу демократии.Тогда же КПК улучшила связи с американцами. Возможно, что проблема демократии и позитивных связей с американцами — темы, которые дороги сердцу китайской интеллигенции и исторически являются движущей силой в Китае, — помогли Мао и Дэну в их политических заявлениях.
На этот раз, в отличие от прошлого, у нас плохие отношения с США, и дискуссии о демократии исключены. Тогда возникает вопрос: будет ли Си на более позднем этапе поднимать вопрос о демократии и стремиться улучшить отношения с США, чтобы заручиться дальнейшей поддержкой своего правления? Или он проигнорирует эти вопросы, которые теперь стали чрезвычайно деликатными, и будет утверждать, что его КПК достаточно сильна, чтобы самостоятельно изменить историю?
Мечты Китая. Есть элементы за и против этого исторического изменения. Си сломал шаблон упрощенного выражения Дэна «стать богатым — это прекрасно», что привело к огромной коррупции, тормозящей любую экономическую динамику. Хотя он остановил это, страна все еще не знает, каким рыночным правилам следовать.
С другой стороны, новая периодизация оставляет огромную дыру с 1997-го года (смерть Дэна) по 2012-й год (приход Си к власти). Теоретически это было время Дэна без Дэна, но не было времени Мао без Мао. У политологов могут возникнуть проблемы с объяснением этого. Тем не менее, наиболее важным элементом является то, что такого рода массированные теоретические усилия в КПК оправданы для достижения чего-либо. Си не может получить всю эту власть только ради власти, но она ему нужна, чтобы перевернуть Китай, как это сделали его предшественники Мао и Дэн.
Мао заставил Китай «встать», а Дэн сделал его богатым. Что Си захочет доставить? Мог ли он сделать китайцев свободными? Он наверняка заявит, что хочет сделать Китай могущественным, но это непростой путь, поскольку он может привести к дальнейшим трениям за рубежом, в частности, с его соседями и Соединенными Штатами. Или в чем его китайская мечта? Здесь начинается переработка истории партии в отношении некоторых элементов реальной истории.
На рубеже прошлого века Лян Цичао, один из молодых интеллектуалов, тщетно пытавшихся реформировать империю, влюбился в советскую революцию. Он был не один. Целое поколение китайцев полюбило коммунизм, считая его последней и самой современной разработкой, исходящей от Запада и направленной против старого имперского конфуцианства, на которое возложили ответственность за весь позор Китая. Так продолжалось десятилетия. В 1942-м году Мао пришел к полной власти на конференции в Яньань, заявив, что он поборник вестернизации. Его коммунизм с китайскими особенностями отличался от московского коммунизма и был открыт для Соединенных Штатов. Фактически, в те годы в Яньань приезжали военные советники США, питая американские заблуждения относительно будущего коммунистического Китая.
Обещание вестернизации, то есть американизации, вернулось снова, когда Дэн надел ковбойскую шляпу в США. Таким образом он сказал миру, что хочет, чтобы Китай был похож на США. Лян, Мао и Дэн остановились перед «американизацией», принятием либеральных принципов для управления страной, думая, что коммунизм (в его русской или китайской форме) вытеснил капитализм.
Тогда обещания вестернизации не оправдались. Тем не менее, Америка была идеалом, которого можно было достичь на протяжении столетия, как красноречиво подробно описал Джон Помфрет в своей книге «Прекрасная страна и Среднее царство». Фактически, несмотря на его обещания, коммунизма больше нет, а капитализм закончился в его различных воплощениях, в том числе частично в России и Китае.
Теперь США больше не идеал для Китая. Это происходит из-за многих американских ошибок после вторжения в Ирак в 2003-м году, и это подтверждается увлечением западными теориями таких авторов, как Пол Кеннеди. В своей книге «Взлет и падение великих держав» он дает общую основу, которая де-факто говорила китайцам, что они должны рассматривать неудачи США на Ближнем Востоке и финансовый кризис 2008-го года как признаки американского упадка, в то время как растущее богатство Китая свидетельствует о его политической активности.
Здесь историки партии могут захотеть принять во внимание, что теория, а также свидетельства могут быть ошибочными. За последние сто лет Лян, Мао и все их последователи сделали ставку на то, что капитализм умер, как и Америка. Они были не правы. Если Си сделает ту же ставку, что и его предшественники, будет ли он прав на этот раз? История Римской империи могла бы дать лучшую, иную интерпретацию. Она была постоянно нестабильной, по общему мнению, всегда находилась на грани краха, раздираемый жестокими распрями, из-за которых генералы часто сражались друг с другом на поле боя. Тем не менее, это длилось почти два тысячелетия.
Ни одна другая империя в истории не просуществовала так долго. Рим был образцом империи, которая просуществовала несмотря на то, что была «Римом против Рима», но, возможно, потому, что и была «Римом против Рима». Америка во многом является его продолжением; она погибнет менее чем через три столетия? Это возможно, но, глядя на историю, маловероятно. После кровавой гражданской войны США выжили и процветали и выиграли две мировые войны и одну холодную войну. Они упадут сейчас? Может быть да, может быть нет.
Будет ли партия права на этот раз относительно будущей истории, или она будет неправильной, как это было в прошлом? Это истинный исторический момент, о котором партия не будет открыто говорить на пленуме, но он может зависнуть в некоторых дискуссиях. В конце концов, он оставался основной проблемой Китая более века.
ФРАНЧЕСКО СИСЦИ