Итоги ВЭФ: нужна ли Дальнему Востоку новая экономическая стратегия развития

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Итоги ВЭФ: нужна ли Дальнему Востоку новая экономическая стратегия развитияСегодняСегодня13 минОглавление

Показать ещёИтоги ВЭФ: нужна ли Дальнему Востоку новая экономическая стратегия развитияПутин на ВЭФ рассказал о ключевых экономических достижениях Дальнего Востока за истекшие 10 лет. Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ruПутин на ВЭФ рассказал о ключевых экономических достижениях Дальнего Востока за истекшие 10 лет. Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru

Заложенная несколько лет назад основа экономической трансформации Дальнего Востока приносит результаты. Из депрессивного региона он превратился в территорию прорывного развития. Здесь вводятся ключевые объекты промышленности и инфраструктуры, создается центр инноваций, финансов и высоких технологий, развивается новый транспортный узел Евразии, ориентированный на быстрорастущие азиатские рынки. Каркас благополучия создан на десятилетия вперед. Но чего не хватает, чтобы центр роста переместился на российский Восток? Ответы прозвучали на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).

Дальневосточный экономический рост

ВЭФ-2025 завершился новыми результатами и новыми задачами, направленными на дальнейший рост экономики Дальнего Востока. За истекшие годы была принята и запущена большая государственная программа развития Дальнего Востока с амбициозными ориентирами опережающего экономического и технологического роста, повышения благополучия жителей дальневосточных регионов. Введен целый ряд инструментов поддержки бизнеса, включая территории опережающего развития, режим свободного порта Владивосток и преференциальный режим на Курилах, специальный административный район на острове Русском. Развернуты масштабные планы по укреплению транспортной, энергетической, коммунальной инфраструктуры. Поддержано строительство жилья и социальных объектов.

Как отметил в своем выступлении на пленарной сессии ВЭФ президент России Владимир Путин, за 10 лет валовой региональный продукт Дальнего Востока вырос более чем в 2,5 раза: с 4 до 11 трлн рублей, в основной капитал дальневосточных предприятий вложено 20 трлн рублей, из которых четверть – в горнорудные, нефтегазохимические, строительные и другие проекты с господдержкой. Лидерами в этом направлении стали Якутия (4,5 трлн рублей), Амурская область (4 трлн рублей) и Сахалинская область (2,6 трлн рублей), на долю которых приходится 55 % всех инвестиций в Дальневосточный федеральный округ.

«Динамика инвестиций в дальневосточных регионах такова, что в прошлом году их объем вдвое превысил значение десятилетней давности в реальном выражении. Для сравнения, по России в целом он оказался в 1,5 раза выше – тоже хороший результат, но все-таки на Дальнем Востоке лучше», – отметил Путин.

В регионе хорошие показатели демонстрируют добыча угля и золота – рост в 1,7 раза за 10 лет. Имеются перспективы у сектора редких и редкоземельных металлов, которые ранее накапливались в отвалах при освоении месторождений, а теперь могут вовлекаться в разработку. В этой связи президент попросил правительство утвердить не позднее ноября 2025 года долгосрочный план развития редкоземельной индустрии, который обсуждался в феврале. Демонстрацией продолжающихся инвестпроектов стал запуск в дни ВЭФ металлургического кластера по производству горячебрикетированного железа и железных руд Гаринского месторождения Кимкано-Сутарского ГОКа стоимостью 20 млрд рублей, маслоэкстракционного завода по переработке до 100 тысяч тонн сои в год в Еврейской автономной области, а также промышленных производств в других регионах.

Комментируя результаты экономического роста Дальнего Востока, президент Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергей Катырин отметил в комментарии «ФедералПресс», что промышленность региона и впрямь демонстрирует устойчивый рост: в первом полугодии 2025 года индекс промышленного производства достиг 101,8  % к аналогичному периоду 2024 года, опередив среднероссийские темпы роста (101,4  %) и заняв третье место среди федеральных округов после Центрального и Приволжского. Лидерами стали Чукотский автономный округ (123,5  %) и Хабаровский край (118  %). По его словам, основной вклад в эту динамику внес добывающий сектор, который увеличил производство на 2,8  %.

«Торгово-экономические связи с азиатскими странами усиливаются. Чтобы нарастить товарооборот, необходимы в том числе нестандартные меры. Первое – развивать не только сырьевые проекты, но и кластеры по глубокой переработке продукции, ориентированные на экспорт в Азию. Например, центры по производству компонентов для машиностроения, химии или пищевой промышленности – прямо на Дальнем Востоке. Это позволит не просто отправлять сырье, а формировать добавленную стоимость. Второе – создать российско-китайские или российско-корейские промышленные парки на территории ДФО, где компании смогут открывать совместные производства «под рынок АТР». Государство может предложить налоговые льготы и упрощенный доступ к инфраструктуре. Третье – ввести ускоренные таможенные и логистические процедуры именно для дальневосточного экспорта в Азию: отдельные маршруты через порты, унифицированные стандарты с Китаем, Кореей, Японией и странами АСЕАН. Это сделает ДФО ключевой площадкой для упрощенного обмена товарами. Четвертое – развивать не только железные дороги и морские порты, но и мультимодальные платформы, где бизнес может «забронировать логистику онлайн» – от завода до покупателя в Азии. Такой сервис снизит транзакционные издержки и сделает перевозки предсказуемыми», – отметил Сергей Катырин.

Говоря о развороте на глобальный Юг и глобальный Восток, увеличившем за последние годы нагрузку на транспортную систему Дальнего Востока, Владимир Путин пообещал продолжить модернизацию Восточного полигона железных дорог – БАМа и Транссиба, чьи провозные мощности в 2032 году должны возрасти в 1,5 раза в сравнении с началом 2025-го. По его словам, предстоит и дальше расширять железнодорожные подходы к морским портам Дальнего Востока, чьи мощности за последние 10 лет фактически удвоились и сегодня составляют почти 380 млн тонн грузов в год, а к 2030 году должны увеличиться еще на 115 млн тонн грузов в год. Чтобы обеспечить экспорт грузов, Россия будет развивать Трансарктический коридор – Северный морской путь в комплексе со всеми прилегающими к нему территориями с их возможностями. Для этого будет открыт прямой доступ грузам из Сибири, с Урала на морские трассы Арктики. В этой связи Путин попросил коллег из правительства оценить целесообразность данной инициативы и дать по ним свои предложения.

«Действительно, глобальный Юг, глобальный Восток – новые центры роста. 14 из 25 крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности – как раз экономики глобального Юга и Востока. Темпы роста в 2,5–3 раза выше экономик Запада. Можно называть другие цифры, но, наверное, пришла пора задаться вопросом, насколько этот рост устойчив и что нужно сделать, чтобы поддерживать такой отрыв и такие темпы роста на более длительную перспективу, – прокомментировал на ВЭФ глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. – Мне кажется, для того чтобы обеспечить устойчивость этого роста, нам предстоит решить ряд вопросов, а именно обеспечить все-таки независимую инфраструктуру, независимую инфраструктуру торговли, которая будет касаться и системы расчетов и платежей, которая будет касаться и построения независимых логистических цепочек».

Итоги ВЭФ: нужна ли Дальнему Востоку новая экономическая стратегия развитияНовые преференции для бизнеса

Прозвучали на форуме и предложения, касающиеся обеспечения дальнейшего роста показателей бизнеса. Владимир Путин предложил «сделать кардинальный шаг», запустив с 1 января 2027 года на всей территории Дальнего Востока и Арктики единый преференциальный режим для бизнеса с сохранением условий для действующих инвесторов.

«Куда бы ни пришел инвестор, в любой дальневосточный или арктический регион, город, поселок, он везде будет иметь право на льготы, – сказал президент. – Никаких беспокойств по поводу того, что что-то сейчас будет меняться на ходу, ни у кого не должно быть».

Нормативная база уже готова. Инициатива коснется в том числе резидентов международных территорий опережающего развития (ТОР). Они будут работать в Забайкалье, Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском крае и Приморье.

Однако одних преференций может оказаться не вполне достаточно для поддержки местного предпринимательства, считают в ТПП России. Как предупреждает ее глава Сергей Катырин, необходимо учитывать неоднородность экономики Дальнего Востока.

«Условно можно выделить шесть экономических зон, и лишь одна из них – южная приграничная – имеет потенциал устойчивого развития с двумя центрами роста: Владивостоком и Хабаровском. Чем дальше на Север, тем более фрагментарной становится экономическая деятельность, тем меньше возможностей для диверсификации, а число конкурентоспособных производств сокращается, концентрируясь в сырьевом секторе. При этом и в точках роста существует серьезное ограничение – узкий внутренний рынок, сдерживающий масштабирование бизнеса. Предприниматели на Крайнем Севере и Дальнем Востоке несут дополнительные расходы: районные коэффициенты и северные надбавки к зарплатам, повышенные страховые взносы. Все это увеличивает себестоимость и снижает конкурентоспособность продукции. Причем северные гарантии бизнес обязан предоставлять за счет собственных ресурсов – будь то малое, среднее предприятие или индивидуальный предприниматель. Затраты на оплату труда у дальневосточных компаний значительно выше, чем у предприятий средней полосы, что резко увеличивает себестоимость и снижает рентабельность. В итоге местная продукция часто проигрывает конкуренцию. Мы в ТПП РФ убеждены: центральным элементом развития региона должна стать система компенсации высоких издержек для бизнеса – от северных надбавок до страховых платежей. Это позволит снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность. Важно выстроить адресные меры поддержки: снижение налоговой нагрузки для малого и среднего производственного бизнеса, субсидирование транспортных расходов, льготы на энергообеспечение, а также новые механизмы государственно-частного партнерства для северных проектов. Только так можно создать условия, при которых предприятия будут развиваться устойчиво, люди останутся жить и работать в регионе, а качество жизни в дальневосточных городах будет расти», – пояснил Катырин.

«Узкие места»

Отмечая достижения в развитии Дальнего Востока, Владимир Путин видит и «узкие места». Президент, в частности, указал на сохраняющиеся проблемы в энергообеспечении региона, в том числе недостаточно эффективное использование угля.

Потребление электроэнергии в ДФО за 10 лет выросло на 28 % – это вдвое больше, чем в среднем по России. С одной стороны, это показатель значительного экономического роста и фактор повышенных вложений в опережающее развитие генерации, с другой – риски для энергообеспечения значительного по объему территории региона.

«Очевидно, что с развитием экономики, социальной сферы потребность в электроэнергии в регионе будет только увеличиваться. И, соответственно, нужно так планировать ввод мощностей, чтобы они отвечали растущим запросам бизнеса, городов и поселений, граждан. Речь о развитии газовой и современной угольной генерации. И конечно, об использовании огромного потенциала гидроэнергетики», – сказал президент.

На локальную проблему не будущего, а существующего энергодефицита на Дальнем Востоке на итоговом брифинге ВЭФ обратил внимание зампред правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

«У нас энергодефицит начинается со следующего года. Я понимаю, что локальные проблемы существуют уже сейчас <…>. У нас с будущего года дефицит, и дальше он нарастает», – заявил он.

Чтобы сыграть на опережение и не допустить серьезного энергодефицита, запланировано строительство ряда гидроэлектростанций, а также развитие атомной генерации – будут построены Приморская и Хабаровская АЭС, объекты малой атомной энергетики – Чукотская и Якутская станции малой мощности, уникальная плавучая АЭС для обеспечения энергией Баимского горно-обогатительного комбината. Осталось дождаться реализации этих проектов.

«Конечно, нельзя сказать, что нет проблем. Наша страна огромная, в любой ее географической точке найдется хорошее и пока не очень. Но мы понимаем, что с разворотом на Восток наш Дальневосточный округ становится еще более значимым для страны. Есть еще проблемы в энергообеспечении, довольно высоки цены на топливо, но, как говорилось на форуме, решение этих проблем является одним из первоочередных. Оно зависит от того, насколько в целом на уровне Федерации будет налажено деловое взаимодействие, – прокомментировала «ФедералПресс» политтехнолог Алена Август. – Мы видим, как много представителей российского правительства участвовало в сессиях форума. Это говорит о намерении властей вывести регион на новые высоты. Именно форум позволяет проработать стратегии такого сотрудничества, найти новые решения».

Итоги ВЭФ: нужна ли Дальнему Востоку новая экономическая стратегия развитияРегион для людей

Чтобы ДФО мог и дальше полноценно и эффективно развиваться, по мнению главы ТПП РФ Сергея Катырина, ключевой задачей для власти и бизнеса должно стать повышение качества жизни в городах Дальнего Востока. По его словам, на сегодняшний день уже утверждены мастер-планы развития до 2030 года для 22 административных центров и агломераций, где проживает свыше 4 млн человек. На их реализацию предусмотрено выделение более 100 млрд рублей. Одним из важнейших инструментов стали специальные дальневосточные конкурсы благоустройства – часть национального проекта «Инфраструктура для жизни». Эти меры направлены на снижение кадрового дефицита, несмотря на низкий уровень общей безработицы, а также на сокращение оттока населения в более развитые регионы, отметил в комментарии «ФедералПресс» Сергей Катырин.

Качество жизни в регионах ДФО улучшилось, по мнению Владимира Путина. В своем выступлении он отметил, что за последние 10 лет средняя зарплата на Дальнем Востоке выросла в 2,5 раза, превысив по итогам 2025 года 100 тысяч рублей в месяц в номинале. Уровень безработицы в регионе сократился с 7 до 2,4 %. Снизился и миграционный отток на фоне улучшения условий жизни: с 2014 года за 5 лет этот показатель составил 211 тысяч человек, но уже в следующие 5 лет он сократился до 109 тысяч человек.

«Тоже много, но сокращение почти в два раза. Причем в 2024 году был впервые отмечен миграционный приток, небольшой, но все-таки: 24 тысячи человек. Да, пока не так много, но сам факт изменения тенденции уже стал серьезным достижением», – заметил президент.

Одним из ключевых для улучшения демографической ситуации является жилищный вопрос: если в 2015 году в ДФО было введено 2,9 млн квадратных метров жилья, то в 2025-м – уже 4,7 миллиона. Здесь сыграли свою роль механизм «Дальневосточного квартала» с льготами для застройщиков и программа дальневосточной и арктической ипотеки с низкой ставкой в 2 %.

Впрочем, по мнению директора центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгения Куценко, несмотря на усилия властей, такие региональные проблемы, как логистика, инфраструктура (в том числе энергетическая), сырьевой фокус экономики, отток населения, тесно увязанные друг с другом, еще некоторое время будут оставаться нерешенными на Дальнем Востоке.

«Строительство новых городов в советское время сейчас добавило проблем: вместо очагового расселения под источники добычи ресурсов были построены основательные города. Но такие города неустойчивы, если зависят только от разработки природных ресурсов, требуется сложная экономика, которая развивается медленно. Потому что далеко, нет критической массы населения, слабая интеграция с экономикой АТР. На данный момент, несмотря на ряд интересных инициатив, сложно предполагать, что ситуация поменяется в перспективе ближайших 10 лет. Исключением является Якутия, которая вопреки всему – расстоянию, климату, инфраструктурным ограничениям (мост через Лену, спроектированный при Советском Союзе, не построен до сих пор), отсутствию больших городов, энергетическим ограничениям, сырьевому фокусу («алмазы») – удивительным образом преуспела в ИТ (в том числе в Якутии появился «единорог» «Индрайвер»), кинопроизводстве и других креативных индустриях. Другие регионы вдохновляются этим примером и также пытаются запустить у себя развитие инноваций и креативных продуктов. Станет ли это реальной альтернативой для развития экономики – посмотрим в ближайшие несколько лет», – резюмировал Евгений Куценко в комментарии «ФедералПресс».

Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru,