«Ивановец» дрался до конца: Хроника гибели ещё одного корабля Черноморского флота. Что с экипажем?

"Ивановец" дрался до конца: Хроника гибели ещё одного корабля Черноморского флота. Что с экипажем?
В ночь на 1 февраля украинские безэкипажные катера (БЭКи) атаковали и уничтожили большой ракетный катер в акватории озера Донузлав на юго-западе Крыма. Атака морскими беспилотниками была предпринята синхронно с мощным ракетным ударом по полуострову, в ходе которого авиация противника выпустила около 20 ракет воздушного базирования. О гибели большого ракетного катера сообщили крупнейшие отечественные Telegram-каналы. Украинская сторона опубликовала видеозаписи, сделанные в момент атаки камерами БЭКов.

Министерство обороны России пока никак не прокомментировало эти сообщения. Поэтому вся информация о гибели корабля является неофициальной.

Последний бой

На кадрах, опубликованных Главным управлением разведки Украины, видно, что корабль подвергся атаке целой стаи вражеских БЭКов. Экипаж сражался с врагом до последней возможности. Катер активно маневрировал даже после того, как получил несколько попаданий; моряки вели плотный огонь из пулемётов по приближающимся дронам.

Видно, что корабль был поражён не менее чем тремя взорвавшимися БЭКами. Первый попал в левый борт в средней части корпуса, в место, над которым у больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния» расположены спаренные пусковые установки противокорабельных ракет. Катер получил большую пробоину, но не прекратил борьбы, продолжив активно маневрировать; на мостике горели прожектора, по приближающимся БЭКам вёлся огонь из пулемётов.
"Ивановец" дрался до конца: Хроника гибели ещё одного корабля Черноморского флота. Что с экипажем?
МЕСТО ПЕРВОГО ПОРАЖЕНИЯ «ИВАНОВЦА». СХЕМА ИЗ TELEGRAM-КАНАЛА «ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ»
Затем украинский дрон ударил наш корабль в нос, но, насколько можно понять из записи, взрыва боеголовки не произошло.

Второй результативный удар был нанесён в то же место, где произошел первый взрыв. На записи видно, как оператор направил дрон прямо в пробоину.

Удивительно, но даже после этого небольшой кораблик остался на плаву и продолжил бой. Точку в сражении поставил третий удар, пришедшийся в корму. К тому времени «Ивановец», по всей видимости, принял большое количество воды и имел сильный крен на левый борт. После третьего взрыва большой ракетный катер осел на корму и почти вертикально ушёл под воду.

С учётом того, сколько уже кораблей ЧФ было потеряно в результате таких атак, остаётся процитировать предыдущий пост: основная причина – в человеческом факторе, когда мышление определённых ответственных лиц осталось ровно на том же уровне, что и до СВО. А если подобное продолжается раз за разом после всех аналогичных эпизодов, то стоит ли задавать вопрос о сделанных выводах? – прокомментировал случившееся Telegram-канал «Рыбарь».

Что с людьми?

Поскольку Минобороны России пока не прокомментировало сообщений о гибели корабля, судьба героического экипажа остаётся неизвестной. Из открытых источников известно, что экипаж ракетных катеров проекта 12411 «Молния» в зависимости от модификации насчитывает 40 или 41 человек.

Также из истории флота известно, что опрокидывание судов резко снижает шансы моряков на спасение, поскольку радикальным образом затрудняется покидание боевых постов во внутренних помещениях. В частности, после Цусимской битвы техническое задание на строительство броненосцев в обязательном порядке содержало пункт об обеспечении высокой устойчивости корабля, чтобы, даже будучи поражённым, он тонул «на ровном киле».

Наводили натовцы?

«Рыбарь» сообщает, что за несколько часов до атаки у берегов Румынии действовал итальянский самолёт ДРЛО G-550 ВВС Италии. Также разведку наших сил вели пять разведчиков США и НАТО, в том числе американский противолодочный самолёт P-8A Poseidon и беспилотник-разведчик RQ-4B Global Hawk.

Некоторые СМИ не удержались от желания срубить трафик на крови наших моряков, выпустив материалы с утверждением, что украинские БЭКи наводились с натовских самолётов. Никаких аргументов в пользу этой версии пока нет.

Но такая возможность не исключена. Надо понимать, что украинские БЭКи не используют прямой передачи радиосигнала от оператора к дрону: в противном случае их бы легко глушили наши средства РЭБ. Вместо этого управление дронами осуществляется через терминалы Starlink: с их помощью информация с борта катера передаётся на спутник, а оттуда либо ретранслируется на другие спутники, либо сбрасывается на пункт управления.

Учитывая, что пункты управления на территории Украины расположены в том же регионе, что и курсирующие над Чёрным морем западные самолёты, нет никакой разницы, куда «скидывать» сигнал с орбиты – на американский Poseidon или в украинский штаб в подземельях Одессы. Передача управления американскому самолёту никак не повышает эффективности атаки на наш корабль, а потому этим вряд ли кто-то будет озадачиваться (хотя технически это не представляет сложности).

Значение потери

Некоторые успели написать, что героически погибший (насколько мы можем судить) ракетный катер – «символ нашего технологического превосходства».

Представитель массовой серии ракетных катеров, спущенный на воду в 1989-м, был символом, простите, чего? Может быть, устаревания и отсталости нашего надводного флота, в составе которого практически нет кораблей, адекватных современным угрозам? Да, символом «бережного» отношения к наследию СССР и беспощадной экономии на флоте погибший корабль мог являться. Но уж точно не какого-то там превосходства.

На самом деле, в «Ивановце» не было ничего ценного, кроме экипажа. Корабли его проекта разрабатывались в начале 1970-х и уже тогда были ответом на западные аналоги, которые могли нести противокорабельные ракеты Exocet и Harpoon. В результате у советских конструкторов получилась очень добротная «рабочая лошадка» ближней морской зоны. Главным её оружием были противокорабельные ракеты П-15 «Термит», а позже – более современные П-270 «Москит» и 76-мм пушка. Советские конструкторы оснастили катер приличным по меркам 1970-х радиоэлектронным оборудованием. Но уже в момент создания это был крепкий середнячок: простой, надёжный, относительно дешёвый и достаточно функциональный.

Именно поэтому катера этого типа находились в постройке почти 20 лет: с 1979 по 1996 год. За это время наклепали почти 80 корабликов, разослав их служить не только во все наши, но и в десяток флотов союзных на тот момент государств.

Несколько лет назад строительство «Молний» возобновилось по основательно переработанному проекту, но погибший «Ивановец» не относился к числу новых кораблей.

С учётом того, что в нынешней спецоперации Черноморский флот играет сугубо вспомогательную роль и перманентно находится в «страдательном залоге», потеря ракетного катера вряд ли окажет хоть какое-то влияние на исход борьбы.

У проблемы есть решение

В августе 2023-го военный эксперт, капитан 3-го ранга в запасе Максим Климов, комментируя атаки украинских сил против Крыма, отмечал, что «при грамотных действиях противника всё может быть хуже для нас».

Позже, в сентябре, когда ВСУ нанесли ракетный удар по судоремонтному заводу имени С. Орджоникидзе в Севастополе, в сухих доках которого стояли десантный корабль проекта 775 «Минск» и дизель-электрическая подлодка «Ростов-на-Дону», Климов уточнил ситуацию.

К сожалению, командование Черноморским флотом в лице командующего господина Соколова (адмирал Виктор Соколов. – Ред.) занимало абсолютно пассивную позицию, отдав полностью инициативу противнику, – подчеркнул он.

Наш собеседник неоднократно отмечал, что ВСУ в этом противостоянии выступают в роли подопытных новичков, с помощью которых Штаты и Великобритания отрабатывают технологии морской войны. При этом технические и тактические средства для предотвращения атак надводных БЭКов на наши корабли – есть.

Эта проблема имеет решение, просто её надо брать и решать, – отмечал эксперт.

В свою очередь, комментируя гибель «Ивановца», Telegram-канал ATOMIC CHERRY напомнил, как 24 года назад американский эсминец «Коул» был атакован гружёной взрывчаткой лодкой под управлением смертников и получил тяжёлые повреждения.

Американский флот в кратчайшие сроки довооружил все свои корабли большим количеством крупнокалиберных пулемётов «Браунинг» и скорострельных пулемётов M134 Minigun, а также увеличил количество наблюдателей с биноклями на палубах. Словом, всё максимально просто. К чему я это? По итогам атаки на «Ивановец» я уже наблюдаю массу заметок о невозможности кораблей ЧФ отражать атаки беспилотных катеров из-за нехватки оружия. Почему за более чем год регулярных и хорошо организованных нападений на кораблях воюющего (!) флота не было произведено довооружения? – задаётся вопросом автор канала.

Также ATOMIC CHERRY обратил внимание, что наши корабли рассредоточены по бухтам. Противник прекрасно об этом знает – и готовит адресные атаки. Но эта ситуация и нам могла бы облегчить защиту кораблей.

Для организации надёжного охранения не нужно производить патрулирования всего побережья Крыма – достаточно вести зональное патрулирование на подходах к местам стоянок флота. По какой причине ЧФ не оснащён разведывательными БПЛА, которые могут вести наблюдение на подходах к зонам дислокации кораблей (при этом, очевидно, возможности их заказа есть – как на российских предприятиях, так и на предприятиях дружественных стран), – вопрос, который также остаётся без ответа, – констатирует канал.

В сухом остатке

О необходимости организации патрулирования акватории вокруг Крыма неоднократно говорил и писал господин Климов. Другие эксперты отмечали, что украинские БЭКи двигаются отнюдь не бесшумно. Соответственно, засечь их приближение для гидроакустических средств разведки не составляет никакой проблемы. Противоминные сети и боновые заграждения уже неоднократно срывали атаки морских дронов.

Тем не менее ни одно из этих средств, судя по информации, находящейся в открытом доступе, не было применено для обеспечения безопасности «Ивановца».

Русское общество вынуждено с бессильной злостью наблюдать за тем, как враг уничтожает Черноморский флот, задавать в пустоту неудобные вопросы и не получать никакого ответа от тех, кто по службе обязан отвечать за безопасность кораблей и людей, на них служащих.

Источник