Из центра — в регионы: госкомпании начинают переезжать из Москвы
Правительство определяет параметры отбора крупных компаний для переезда из Москвы в регионы. В предварительном списке фигурирует порядка 170 госкорпораций и компаний с государственным участием. Приоритет — у крупных структур: планируется, что в первую очередь будут перемещены компании, численность сотрудников в которых превышает 2000 человек. Это соответствует логике максимального эффекта при ограниченных ресурсах: если и запускать процесс, то с крупнейшими игроками, которые действительно способны сдвинуть региональную экономику.
Ранее президент Владимир Путин поручил разработать поэтапную стратегию перемещения компаний в регионы, акцентировав внимание на Урале, Сибири и Дальнем Востоке. Логика прозрачна: эти макрорегионы остаются слабо интегрированными в управленческую и финансовую архитектуру страны. Перенос штаб-квартир или ключевых функций госкомпаний в эти территории — потенциальный драйвер роста и налоговой базы, и внутреннего спроса. Сейчас лишь 17 из 58 государственных корпораций имеют головные офисы вне Москвы, и даже из них значительная часть — в Санкт-Петербурге или Подмосковье.
Показателен пример «Русгидро»: в Красноярск перемещены более 40% московского офиса, включая всё руководство. Перевезены и дочерние IT и строительные структуры, а также энергосбытовые подразделения. Уже сейчас в новой штаб-квартире работают 900 человек, а итоговая численность составит порядка 1500. Подобные примеры — не просто символические жесты, это изменение реального социально-экономического ландшафта. Аналогично действует и ПСБ: смена регистрации на Ярославль и последующее перемещение 5000 сотрудников — шаг, который неизбежно приведет к увеличению доходов регионального бюджета, формированию спроса на жилье, образовательные и медицинские услуги, созданию новых сервисных бизнесов.
Фискальная составляющая переезда особенно важна. Перемещение головных офисов означает перерегистрацию юридических лиц, а значит — изменение налоговой юрисдикции. Сегодня львиная доля налога на прибыль госкомпаний концентрируется в Москве, тогда как производственная деятельность зачастую осуществляется в других субъектах. Как следствие — дисбаланс в обеспеченности региональных бюджетов. Перенос налоговой базы в регионы способен частично решить эту проблему. Да, эффект будет отсроченным, но на горизонте 5–10 лет способен дать значительное увеличение бюджетной устойчивости субъектов.
Если эта логика будет доведена до конца, регионы получат не просто рабочие места, а новые центры принятия решений, формирующие локальные экосистемы. Это шаг к сбалансированному пространственному развитию, где Москва перестает быть единственным управленческим и экономическим центром.