«Из-за «Рафалей» Индия отстала на десять лет в авиационных технологиях». Индийские генералы признали ошибку, но как бы не было поздно
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>"Из-за "Рафалей" Индия отстала на десять лет в авиационных технологиях". Индийские генералы признали ошибку, но как бы не было поздно3 минуты75 прочтенийСегодняСегодняРафали всё ещё числятся как элитная машина ВВС Индии, но последнее время истребитель вызывает всё больше недовольства у высшего военного руководства Республики. Фото АНИРафали всё ещё числятся как элитная машина ВВС Индии, но последнее время истребитель вызывает всё больше недовольства у высшего военного руководства Республики. Фото АНИ
В конце января 2012 года, уже тринадцать лет назад, Индия довольно внезапно объявила об окончании скандального конкурса МMRCA на покупку 136 лёгких многоцелевых истребителей, предназначенных для замены ветеранов МиГ-21 "Бизон" и французских истребителей Mirage-2000. Победу в конкурсе одержал "Рафаль Дассо", изначально числившийся в фаворитах. Но многие обстоятельства сделки настолько пахли чьими-то корыстными интересами, что почти одновременно с контрактом на приобретение партии из 36 самолётов и протоколе о намерениях производства в Индии ещё более ста, было заведено дело о коррупции. Чуть забегая вперед, отметим, что так или иначе оно тянется до сих пор, хотя Верховный суд Индии раз за разом пытается прикрыть все иски волевым решением.
После реализации сделки выяснилось, что Рафаль был продан Индии по цене в два раза большей, чем приобретали его египтяне. И это без любого намека на передачу технологий. Фото АНИПосле реализации сделки выяснилось, что Рафаль был продан Индии по цене в два раза большей, чем приобретали его египтяне. И это без любого намека на передачу технологий. Фото АНИ
Вскоре после объявления результатов стали всплывать и другие скандальные детали сделки. К примеру, французская фирма "Дассо Авиасьон" попросту кинула местного подрядчика, в лице корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL), отказавшись передавать технологии и признавать индийскую сборку самолёта на одном уровне с французской. Индийцы, привыкшие работать с россиянами под куда меньшим давлением, впервые забили тревогу, но было поздно. Отказ от партии в 36 машин грозил им огромными пенями, а покупать французское изделие пришлось дороже (240 млн евро за единицу), чем любой современный истребитель пятого поколения. При этом, "Рафаль", несмотря на некий конструктивный задел и ряд модных решений в последних модификациях, оставался самолётом, спроектированным в середине 80-х годов 20 века. Возможности его модернизации имели потолок, который уже был фактически достигнут к началу реализации сделки. Сейчас, когда почти все враждебные государства обзавелись истребителями пятого поколения, Индия, со своими "Рафалями", купленными по чудовищным ценам как передовой авиационный продукт, выглядит, мягко говоря, глупо.
За 15 лет, которые тянулась шла с "Рафалями" соседи Индии приобрели кое-что поэффективнее. Китай уже сейчас может без проблем выставить до 350 истребителей J-20. Фото АНИЗа 15 лет, которые тянулась шла с "Рафалями" соседи Индии приобрели кое-что поэффективнее. Китай уже сейчас может без проблем выставить до 350 истребителей J-20. Фото АНИ
В последнее время это признают даже те, кто в свое время всеми правдами и неправдами тащил сделку с французами к реализации:
"Трудно отрицать, что серия неудачных закупок оставила индийские ВВС ни с чем. MMRCA нужно было довести до конца. Это была ошибка что мы выбрали одного фаворита без учета других обстоятельств. Сделка не привела в Индию производственные мощности мирового класса и развитие компетенций. Французы шли на попятную в вопросе передачи технологий, используя стратегию проволочек, и Индия должна была решительно с этим бороться. Покупка 36 Рафалей стала худшим из возможных вариантов. Это было не только дорого, но и совсем не принесло пользы индийской промышленности. Мы сами загнали себя в тупик",-заявил накануне один из кураторов тендера, экс-маршал авиации Мутхуманикам Матхесваран. Его поддержал ещё один высокопоставленный офицер, нынешний начальник штаба ВВС Индии и маршал авиации Амар Прит Сингх:
"Что касается технологий, из-за неудачно приобретенных "Рафалей" мы отстаем уже на десять лет. Мы были лучше соседей какое-то время назад, а сейчас отстали из-за того, что купили устаревшую машину и не получили технологии. Нам нужно наверстывать упущенное".
"Рафаль" далеко не худший самолёт 4+, но он стремительно устаревает и строить вокруг него авиацию мировой Державы просто неприлично. Фото Индиа Дефенс"Рафаль" далеко не худший самолёт 4+, но он стремительно устаревает и строить вокруг него авиацию мировой Державы просто неприлично. Фото Индиа Дефенс
Хочется, конечно позлобствовать и припомнить индийцам, как они отказывались от МиГ-35 и Су-57 (FGFA), испугавшись санкций и утверждая, что западные машины имеют больше перспектив. Но теперь французы после "Рафаля", которому в следующем году исполнится сорок, ничего больше до серийного производства так и не довели и вряд ли сделают это в ближайшее десятилетие.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!