Изобретение еврейского народа

Изобретение еврейского народа5 прочтенийСегодняЭта публикация продолжает тему «Фашизм — еврейская судьба», начатую тут и продолженную здесь.Изобретение еврейского народа

Миф об основании Израиля под пристальным вниманием, автора одноимённой книги профессора общей истории Тель-Авивского университета Шломо Заснда

Жизненной ложью сионизма является идея о том, что «народ без пространства должен заселить пространство без народа». Здесь необходимо задаться вопросом: существует ли вообще еврейский народ? Знаменитый историк-коммунист/сионист Шлома Занд сделал это много лет назад в книге «Изобретение еврейского народа».

Создание и укрепление Государства Израиль сопровождалось непрерывным присвоением земель и ресурсов путем изгнания, перемещения и порабощения проживающего там палестинского населения. Выходя далеко за рамки непосредственного противостояния, этот конфликт, как никогда ранее, нуждается в решении. Поскольку сионистский проект, предыстория которого уходит далеко в XIX век, разворачивался в условиях ожесточенных споров и заявлял о себе в центре международного противостояния, ему требовались не только надежные гарантии со стороны влиятельных союзников, но и высокоразвитая основа для идеологического обоснования, учитывая его явное присутствие в центре внимания держав. Притеснение ущемленных палестинцев израильским превосходством, которое подпитывается из многих источников, настолько очевидно и неприемлемо, что растущая поддержка более слабой стороны в этом конфликте по моральным, международно-правовым или общеполитическим причинам может быть побеждена только с помощью изощренной конструкции, оправдывающей израильское превосходство.

Основополагающие мифы об Израиле уже были подвергнуты проверке и в значительной степени развенчаны рядом критически настроенных экспертов. Историк Шломо Занд добавляет чрезвычайно яркую работу об изобретении еврейского народа, которая потрясает здание сионистской идеологии до самого основания. Если название книги поначалу кажется возмутительным оскорблением, то добрые 500 страниц убедительных доказательств в их научно обоснованном и в то же время стимулирующе оформленном изложении убеждают читателя, насколько точен основной тезис автора. Хотя работа такого размера и высокие научные стандарты обычно заставляют ожидать пищи, которую трудно переварить, приятно удивляешься тому, насколько неохотно приходится откладывать эту книгу, не дочитав её до конца. История не только оживает, но и рассматривается со скептицизмом исследователя, который слишком хорошо знает, что историк, будучи дитя своего времени, всегда рискует интерпретировать прошлое в соответствии со своими желаниями и намерениями.

Последнее особенно применимо к основополагающему мифу о Государстве Израиль, потребность которого в эффективных интерпретационных моделях огромна, учитывая его внедрение в Палестине. Эта политическая система, которую трудно определить, содержит вопиющее противоречие: будучи объявленным еврейским государством, она исключает около двадцати процентов своих граждан, имеющих другую идентичность. Это означает, что значительное меньшинство, численность которого продолжает расти в процентном отношении, объявляется гражданами второго сорта и де-факто находится в невыгодном положении по закону. Хотя Израиль с его всеобщими и (относительно) свободными выборами, а также другими гражданскими правами, напоминает демократию и яростно заявляет об этом, нельзя разделять эту точку зрения в упомянутых обстоятельствах. Тезис о том, что это теократия, поскольку доминирующие убеждения или религиозная принадлежность определяют полное гражданство, также неубедителен.

После обширного обсуждения этого запутанного вопроса Шломо Санд склонен говорить о либеральной этнократии. Либеральная, потому что такие элементы, несомненно, существуют в обществе и находятся на подъеме в некоторых секторах. Этнократическая, потому что «еврейство» ни в коем случае не тождественно религиозной принадлежности, а использует её для установления светской идентичности. Автор, безусловно, признает, что более открытый подход государства ко всем гражданам и общая тенденция к израильской идентичности могли бы смягчить демаркацию и в конечном итоге привести к созданию плюралистических и демократических условий. Однако такая историческая тенденция к растворению этноцентрической закалки не проявляется. Эссенциалистское мировоззрение, на котором основано различие между евреями и неевреями и посредством которого определяется государство, продолжает стоять на пути демократии.

Израиль определяет себя как государство всех евреев, независимо от того, где они находятся в данный момент, несмотря на то, что гораздо больше евреев не живут в Израиле и не хотят оставаться там навсегда. Хотя "возвращение" всех евреев объявлено желанной целью в сионистском понимании, огромная община "диаспоры" необходима Израилю, помимо множества причин, по которым она предпочитает жить в другой стране. Его превращение в региональную державу, обладающую ядерным оружием, а также экономическое выживание напрямую зависят от непрерывных миллиардных субсидий из США и Европы. Чтобы обеспечить это, еврейские лоббистские организации влияют на политику соответствующих стран и тем самым добиваются того, что значение Израиля намного превышает его географические размеры.

Миф об основании Израиля заставляет нас поверить в то, что древний народ, поселившийся в этом регионе тысячи лет назад и владевший значительной империей, был изгнан и рассеян по всему миру, пока после этого исхода и казавшихся вечными скитаний не смог вернуться на родину своих предков, чтобы вновь заставить процветать царившую там пустошь. Шломо Санд убедительно доказывает на основе тщательного исследования и глубокого анализа, что ни один из ключевых элементов этого повествования не может быть доказан исторически. Скорее, это выдумки европейских сионистов XIX века, которые влились в израильскую государственную доктрину и призваны обосновать их право на «Эрец Исраэль» за счет палестинцев.

Расцвет национализма в эту эпоху совпал с попытками европейских держав укрепиться изнутри, превзойти своих соседей и ускорить колониальную экспансию. Единство нации, превосходство собственной идентичности и славный захват отсталых регионов и их жителей стали неотъемлемым требованием перед лицом высвободившихся производительных сил капиталистического общественного строя, поскольку необходимо было преодолеть возникающие внутренние противоречия классовой борьбы, а также заявить о себе в жесткой конкуренции за территорию, земельную собственность, сырье и, не в последнюю очередь, человеческие ресурсы.

Чтобы идеологически оправдать и в то же время поощрить это стремление, необходимо было резко определить собственную идентичность и четко отграничить её от других. Нации не определялись исключительно элитой, как в прошлом, а, как правило, включали всех граждан, поэтому чувство национальной идентичности, мотивированное свободой, и репрессии, усиливающие идентичность, часто враждовали друг с другом, особенно на ранних этапах. Поскольку вопрос о принадлежности мог решаться только силой и в то же время требовалась доктрина, охватывающая всех граждан, споры о национальном характере разгорались с новой силой, что привело к появлению таких понятий, как народ, раса, этническая принадлежность или кровь.

Национальные движения отправились на поиски золотого века, в который они встраивали свое героическое прошлое. Классическая Греция, Римская республика, галльские или германские племена должны были служить предполагаемым доказательством того, что человек ни в коем случае не появился из ниоткуда, а существовал всегда. Для иудаизма, который был разбросан по всему миру, потребовались особые усилия, чтобы придумать еврейский народ с последовательной связью. Еврейский национализм купался в великолепии мифического царства царя Давида, а также использовал библейские тексты для создания коллективной идентичности. Они обеспечивали телеологию и мифологию, необходимые для воскрешения идеи избранного народа, призванного искупить мир. Хотя верующие евреи не особенно интересовались Библией с древности, поскольку устное толкование Торы было в центре их культа, с появлением донациональной еврейской историографии во второй половине XIX века библейский космос все больше играл главную роль в конструировании их собственной идентичности как коллектива в секуляризованной форме.

Шломо Санд отправляет читателя в путешествие по еврейской истории, в ходе которого он деконструирует составные элементы её исследования, представляя противоречивые взгляды и выводы, и возвращает их к их мифической сути. Преувеличенные временные измерения и прославленные библейские царства сжимаются до скромного уровня, в то время как империи, принявшие иудаизм, такие как Химьяр на территории сегодняшнего Йемена, загадочная берберская царица Кахина в Северной Африке или хазарская империя в степях вдоль Волги и на Северном Кавказе будут выведены из забвения. Все признаки указывают на то, что предполагаемая непрерывная линия еврейского народа не может быть сохранена ни при каких обстоятельствах, что поэтому следует отнести к полезным изобретениям.

Сионистское государство приобрело привилегии, отказ от которых в любом случае был бы болезненным процессом с неопределенным исходом. С другой стороны, оно направляет свою доктрину в новое измерение неразрешенного ближневосточного конфликта, когда палестинское сопротивление в автономных районах объединяет силы с предсказуемым восстанием постоянно дискриминируемой части израильского общества. Среди множества вопросов, возникающих в конце этой книги, автор выделяет последний и, возможно, самый сложный: готово ли еврейско-израильское общество распрощаться со старым представлением о том, что оно является «избранным народом», и прекратить сегрегацию и изгнание других? Хотя он пессимистично оценивает перспективы этого, всё же не хочет полностью исключать возможность разрыва с этим стремлением к превосходству. Если можно радикально изменить представление о национальном прошлом и осознать, что оно во многом было лишь мечтой, то можно начать мечтать и о новом будущем, пока оно не превратилось в кошмар.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».