Извинения больше не помогут — диаспора оказалась бессильна. После выходки детей в Обнинске приезжих целыми семьями гонят из России.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Извинения больше не помогут — диаспора оказалась бессильна. После выходки детей в Обнинске приезжих целыми семьями гонят из России.СегодняСегодня14 минКоллаж автораКоллаж автора
Инцидент с юными выходцами из Таджикистана, осквернившими Георгиевскую ленту в День Победы, получил широкий общественный отклик и стал предметом бурных дискуссий. Несмотря на извинения родителей, ситуация лишь обострилась, обнажив болезненные проблемы взаимодействия государства и миграционных сообществ. Подробности — в нашем материале.
Напомним, в городе Обнинск, в разгар празднования 9 мая, группа детей мигрантов из Таджикистана позволила себе грубое надругательство над символом воинской славы — Георгиевской лентой. После инцидента родители школьников выступили с публичным извинением, однако общественность сочла его формальным и даже оскорбительным. В одном из комментариев лента была названа «разноцветной тряпкой», что только усилило возмущение. Следственные органы начали проверку законности получения семьями российского гражданства.
Этот случай высветил давно назревшую проблему: несмотря на десятилетия проживания в России, некоторые диаспоры демонстрируют полное безразличие к историческим и культурным ценностям страны. Своим мнением об этой истории поделилась обозреватель обозреватель Tsargrad.tv Юлия Банишевская.
"Ситуация, произошедшая в Обнинске, — это не просто инцидент, это тревожный сигнал, который невозможно игнорировать. Дети мигрантов, позволившие себе топтать Георгиевскую ленту в день, когда вся страна чтит подвиг павших, фактически выразили полное пренебрежение к символам российской памяти. И дело здесь не в шалости или детской несдержанности — это демонстрация чуждого мироощущения, сформированного в семье, где понятия о чести, уважении и принадлежности к обществу отсутствуют или искажены. Если восьмилетний ребенок не осознаёт значения флага, значит, он растёт в среде, в которой Россия воспринимается не как Родина, а как удобное пространство для потребления.
В течение тридцати лет миграционная политика строилась по либеральной модели: страна открывала двери, предоставляла возможности, но не требовала ничего взамен. Это привело к тому, что этнические диаспоры получили весомые рычаги влияния. Они встроились в экономику, установили прочные коррупционные связи, научились манипулировать местной властью. Но при этом значительная часть их представителей не разделяет культурные, исторические и моральные ориентиры государства, в котором они живут. Их цель — не стать частью России, а использовать её ресурсы в собственных интересах.
После обнинского инцидента родители попытались извиниться. Но эти слова звучали не как покаяние, а как формальная отговорка, продиктованная страхом. Особенно показательной была реплика матери одного из детей: «Мы кушаем русский хлеб». Это заявление стало квинтэссенцией потребительского подхода. Не благодарность, не признание своей вины, а попытка оправдаться тем, что они уже пользуются благами — значит, имеют право на всё остальное. Поэтому обществу такие «извинения» показались фальшивыми. Более того, если в ходе проверки выяснится, что гражданство было получено по фиктивным основаниям, как, например, по сомнительным программам переселения, то вполне справедливым будет его аннулирование. Уже сейчас одна семья покинула Россию, другая ждёт депортации.
Но это только вершина айсберга — ведь за ними остаётся масса тех, кто живёт здесь с теми же установками. Примечательно и то, как эти семьи жили: в дорогих жилых комплексах, с хорошим уровнем быта. Это результат координированных действий диаспор, которые снимают квартиры оптом, получают льготы от застройщиков и заселяют целые дома. Такие комплексы превращаются в этнические анклавы, вытесняя русскоязычное население. Управляющие компании боятся обвинений в дискриминации, а правоохранительные органы предпочитают не вмешиваться в «мелочи». Но из этих «мелочей» вырастает чувство полной безнаказанности, которое рано или поздно приводит к конфликту.
Есть и положительные примеры. Калужская область первой из регионов вышла из программы «соотечественников» — и результат не заставил себя ждать. Преступность снизилась, в экономике появились новые точки роста, а внутреннее напряжение спало. Это доказательство того, что Россия может развиваться без чрезмерной зависимости от неквалифицированной рабочей силы. Сейчас необходимы новые законы: в частности, лишение гражданства за любые нарушения, даже административного характера, и запрет на обучение детей, не владеющих русским языком, в обычных школах. Эти меры помогут восстановить баланс и сохранить культурную целостность страны.
Что касается тех, кто уже стал гражданином, здесь тоже нужны шаги. Обязательное тестирование на знание истории, языка и основ государственной символики должно стать нормой. При обнаружении систематического нарушения норм общественной морали — аннулирование гражданства. Речь идёт не о репрессиях, а о защите самой идеи гражданства как ответственности перед страной.
Россия стоит перед выбором: либо она продолжит потакать диаспорам, закрывая глаза на растущее отчуждение, либо пересмотрит подход к миграции. Если не действовать, произойдёт поляризация общества: на коренное население и «параллельных граждан». Уже сейчас в некоторых школах русские дети — в меньшинстве, и это не временное явление. Это тенденция. Обнинский случай — не исключение, а проявление устойчивой системы, в которой часть мигрантов живёт по своим законам, уверенная, что ей всё позволено.
Но есть и хорошие новости. Слом прежней модели уже начался. То, что ещё недавно решалось звонком «дяди Турала» или другого представителя диаспоры, теперь не срабатывает. По крайней мере, в ряде регионов, включая Калужскую область, власти начали действовать в интересах страны. Если этот курс будет продолжен, мы сможем вернуть себе контроль над внутренней политикой, а с ним — и уверенность в завтрашнем дне"