Жан-Мишель Глашан: Нельзя доверять поставкам газа и водорода из России

Жан-Мишель Глашан: Нельзя доверять поставкам газа и водорода из России

Если бы Россия не была Россией, я бы доверял заявлениям ее властей и поддерживал соглашение о поставках водорода. Однако нужно помнить о многих других проблемах. «Дело не в том, что я не хочу такого соглашения, но нельзя слепо ей доверять», — сказал Жан-Мишель Глашан, глава Флорентийской школы регулирования.

Есть ли экономическое обоснование для инвестиций в ископаемый водород в Европейском Союзе?

Жан-Мишель Глашан: Новые инвестиции такого типа не будут успешными, потому что Европейский Союз не признает водород на основе ископаемого топлива как экологически чистый. Рынок зеленого водорода начнется в этом десятилетии. Люди будут производить его и продавать. Следовательно, нет места для новых инвестиций в водород из ископаемых источников.

Некоторые страны утверждают, что голубой водород из природного газа необходим из-за растущего спроса в Европе.

Инфраструктура в Польше и Украине может быть использована для получения голубого водорода, но она должна соответствовать экологическим стандартам Европейского Союза. Если это можно сделать, все будет хорошо. С 2030 по 2035 год они будут увеличены, а синий водород будет вытеснен. Bloomberg представил отчет, в котором утверждается, что зеленый водород будет конкурентоспособным в 2030 году. Это инвестиционный риск для голубого водорода. Другое дело Украина. Она хочет использовать водород для мобильности, сохраняя при этом свои собственные стандарты. Однако экспорт в Европейский Союз должен соответствовать стандартам ЕС.

Польша хочет использовать природный газ в качестве переходного топлива. Польская водородная стратегия поддерживает климатическую нейтральность и использование всех типов водорода. Угрожает ли накопление массы неработающих активов?

Это неизбежно. С другой стороны, это не преступление. Все страны идут по пути инноваций, и неизвестно, куда они приведут. Правительства могут совершать ошибки, инвестируя в отрасли, которые терпят неудачу. Польше необходимо примирить поддержку трансформации, чтобы отказаться от угля, но Германия будет отказываться от него быстрее, и в 2030-х годах давление возрастет. Дополнительное давление вызывает рост цен на квоты на выбросы CO2. Поэтому давление будет увеличиваться все больше и больше.

Как вы думаете, есть ли место для компромисса по переходному периоду?

В этом отношении есть два столпа регулирования. Это национальные планы в области энергетики и климата, приемлемые для Европейской комиссии, и стандарты для устойчивых инвестиций и зеленого финансирования. Инвесторы поддержат инвестиции в соответствии с ними. Европейская комиссия разрабатывает правила зеленого финансирования, которые не будут определяться на национальном уровне. Между этими крайностями находятся Национальные планы реконструкции. Это миллиарды евро на восстановление и привлечение инвестиций в инновационную энергетику. Польша имеет сильную экономику, хваленую рабочую силу, признанную во всем мире. По этой причине польский план восстановления может стать способом перевода экономики на новый курс.

Если мы будем продвигать только зеленый водород, нам его не хватит в Европейском Союзе.

По расчетам Еврокомиссии и нашей школы, в Европе можно будет произвести 80 миллионов тонн водорода. Германия будет производить только 10-15 процентов своего спроса. Так откуда импортировать водород? Украина — желанный вариант. Есть еще Северная Африка и проект 40 ГВт электролизеров к 2038 году за 10 миллиардов евро. Также есть проекты на Ближнем Востоке, в Австралии и Чили. Последний хочет экспортировать аммиак, чтобы снизить затраты. Лишь немногие специалисты понимают, что правда, а что имиджевая политика. Нововведений так много, что сложно судить, какая технология окажется успешной.

Также есть возможность импортировать водород из России. Следовательно, необходимо ли вводить правила безопасности поставок этого топлива?

Если бы Россия не была Россией, я бы доверял заявлениям ее властей и поддерживал соглашение о поставках водорода. Однако нужно помнить о многих других проблемах. Не то чтобы я не хотел такого соглашения, но слепо доверять им нельзя. Прежде чем будет достигнута какая-либо система, необходимо провести красные линии: никакой политики, никаких выбросов метана. Мы не должны покупать газ у России, потому что это вредит климату из-за катастрофических выбросов метана, измеренных со спутников. Россия утверждает, что будет бороться с этими выбросами, если Европейский Союз согласится на то или иное. Это недопустимо. Данные показывают, что Россию не волнует глобальное потепление. Аналогичная информация поступает из Китая, где находится крупнейшее в мире производство материалов для фотоэлектрических панелей. В ближайшие годы социальная и экологическая устойчивость станет все более популярным подходом на Западе, поскольку президент Джо Байден и Германия хотят адаптироваться к этой политике.

А что насчет «Северного потока-2»?

Это плохое решение не только для Украины, но и для всей Европы. Как можно допустить реализацию этого проекта, несмотря на то, что он нарушает интересы наших близких партнеров. Немцы должны будут ответить на этот вопрос, а немецкие зеленые только увеличивают шансы на это.