«Жду благодарности за сотрудничество с Россией». Индия в открытую высмеяла Запад
Довольно забавный комментарий прозвучал от министра иностранных дел Индии во время его визита в Лондон. Так, Субраманьям Джайшанкар заявил, что Нью-Дели рассчитывает на благодарность Вашингтона и Брюсселя за то, что продолжает покупать у России нефть и газ. Мол, это внесло вклад в борьбу с глобальной инфляцией, т.к. предотвратило резкое выпадание существенных объемов «черного золота» с мирового рынка.
Просто представьте на мгновение, что если бы мы не покупали нефть у России, мировые цены на нефть выросли бы <…> Итак, мы фактически смягчили ситуацию на рынках нефти и газа с помощью нашей политики закупок. Как следствие, мы фактически справились с глобальной инфляцией. Так что, откровенно говоря, нас следует поблагодарить. Я жду благодарности
И действительно, в прошлом году Россия превратилась в крупнейшего поставщика нефти в Индию, потеснив Саудовскую Аравию и Ирак и получив долю порядка 40%. Да и для Москвы Индия стала крупнейшим покупателем той части «черного золота», которое перевозится морским транспортом (напомню, что в Китай значительная часть нефти поставляется по трубе ВСТО). Некоторое сокращение импорта за последние учетные месяцы вызвано плановыми ремонтами на индийских НПЗ. В 2022 году, как видно на графике, ситуация была аналогичная.
Импорт нефти в Индию по странам
В 2023 году тенденция не просто сохранилась, но и ещё больше усилилась. Так, в период с января по сентябрь Индия импортировала 69,06 млн тонн российской нефти, что эквивалентно 1,85 млн баррелей в сутки. Для сравнения, совокупно весь ЕС в 2021 году в среднем покупал у России 2,2 млн б/c, т.е. Индия заместила нам почти 85% всего Евросоюза в былые годы. Кстати, совокупно Китай и Индия поглотили почти 80% российского нефтяного экспорта.
Теперь по поводу скидок. В этом месте главное не ориентироваться на западные СМИ, которые порой сочиняют такой забористый бред, что диву даешься.
Итак, данные Министерства нефти Индии из отчета Института энергетики и финансов. В сентябре (последняя статистика) дисконт по российской Urals относительно ближневосточных сортов (иракского и саудовского) находится на минимумах с начала поставок. На графике можно обратить внимание на динамику сокращения скидок, которые, я напомню, связаны не только с риском «прилёта» вторичных санкций, но и сложностями с логистикой и страхованием, возникшими после введения ценового «потолка» от G7 (который, как видно, даже и не думал соблюдаться).
Цены на поставляемую нефть на базисе CIF Западная Индия
В общем, у России с Индией сформировалась своего рода взаимная зависимость. Да, с одной стороны Нью-Дели получает скидки (но это уж точно не аттракцион невиданной щедрости). С другой же стороны было продемонстрировано, что Запад больше не имеет никаких рычагов влияния на «ослушавшихся». А это инвестиция долгосрочная, т.к. во-первых, Индия является третьим по величине потребителем сырой нефти в мире и более чем на 85% удовлетворяет свои потребности за счет импорта. А во-вторых, по авторитету Запада был нанесен серьезный удар.
Причем как моральный (демонстрация тотального лицемерия и двойных стандартов), так и чисто экономический. Мало того, что они потеряли жирный кусок рынка перевозок нефти, так ещё и вынуждены покупать все те же российские углеводороды либо через реэкспорт, либо в виде переработанных продуктов. К примеру, в сентябре Индия поставила в ЕС рекордный объём дизеля (0,3 млн баррелей в сутки). При этом Европа — рынок более предпочтительный, т.к. регион платит премию примерно 4 доллара за баррель по сравнению с рынкам АТР.
Поэтому несмотря на то, что дисконты были вызваны вполне объективными и понятными причинами, они своё, что называется, «отработали». Теперь они минимальные. Ну а что касается санкционного бессилия Запада, то они и сами это признают. И от этого бессилия даже занимаются вбросами виртуальных угроз о закрытии Балтийского моря для России, манипулируя «экологической картой». Над чем, полагаю, уже смеется весь мир.