Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армии

Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армииУчебно-тренировочный самолет ЯК-152

Долго думал, как сейчас можно бороться с БПЛА. В боевых действиях они все больше преобретают важнейшее значение.

С малыми дронами тип квадрокоптер оружие имеется. Это специальные электромагнитные ружья, которые позволяют их нейтрализовать над своими позициями. В крайнем случае их можно поразить стрелковым оружием, если удается их обнаружить.

Однако в последнее время появилось большое количество БПЛА, больших и средних размеров, которые способны нести некоторое число небольших бомб или они работают в формате дрона-камикадзе. К таким БПЛА можно отнести украинские «Лелеки», «Фурия», UJ-22 «AIRBORNE», «Spectator», PD-1, TB-2 Bayraktar и прочие разработки.

Такие аппараты очень сложны в обнаружении современными средствами ПВО. Об этом могут говорить такие факты, что при попытке сбить наш БПЛА «Герань-2» разбился украинский реактивный истребитель МиГ-29.

Особенностью таких аппаратов является, корпуса изготовленные из пластика или композитных материалов, которые являются прозрачными для радиолокационных волн. Низкая скорость полета от 80 до 200 км в час, небольшие размеры, размах крыльев от 1,5 до 7 метров. Установка слабых ДВС или электрических двигателей, работу которых сложно установить в Инфракрасном или тепловом режиме. Потолок полета от 50 до 4000 метров.

Конечно, у линии фронта за такими аппаратами на любом самолете охотится сложно. Охотник может стать дичью для ПВО противника. При этом вполне возможно организовать борьбу с БПЛА на определенном расстоянии от передовой. То есть там, где такая авиация будет не уязвима для ПВО противника, это до 5 км от передовой (дальность стрельбы ПЗРК «Стрела» или «Стингер»).

Наши комплексы ЗРК сбивают такие аппараты, но все равно степень эффективности работы по ним 0,5-0,7. Вот пришла очередная новость, что Российское ПВО сбило 7 БПЛА на подлете к Севастополю. https://www.ntv.ru/novosti/2742949/

Когда я был в Севастополе я видел, что над городом кружат истребители и вертолеты. Возможно они помогают засекать БПЛА на подлете к городу. Однако такого рода армейские самолеты и вертолеты не всегда рентабельны для поражения такого рода целей. Простейший ударный БПЛА стоит от 5 до 15 тысяч долларов. Уничтожать его ракетой стоимостью от 50 тысяч баксов, удовольствие дорогое.

В интернете столкнулся на один интересный материал. Я нашел данные о бразильском легком истребителе-штурмовике Super Tucano. Бразильские ВВС его успешно использует в борьбе с наркомафией. Для переброски наркотиков из стран Латинской Америки в Бразилию или США, широко используются легкие самолеты, вертолеты и БПЛА. В труднодоступных районах сельвы Амазонки, где сложно размещать радары и бандитам легко прятать свою авиацию, EMB-314 «Super Tukano» чувствует себя превосходно.

Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армииЛегкий штурмовик, истребитель БПЛА EMB-314 «Super Tukano»

Этот небольшой самолет выигрывает за счет низких эксплотационных показателей. Стоимость одного часа полета такого самолета стоит 600 долларов. Для сравнения стоимость часа полета ударного вертолета МИ-35 стоит почти 2000 долларов. Я уже молчу о такой стоимости по сравнению с реактивными самолетами и вертолетами. По этой причине даже США закупили лицензию на производство этого самолета и он есть на вооружении ВВС этой страны.

Самолет может нести боевую нагрузку на 5 подвесных узлах до 1500 кг, различных бомб, ракет или контейнеров. Он вооружен 2х12,7 мм пулеметами по 200 патронов на каждый. Мотор мощностью 1600 л/с способен придать скорость в 590 км/ч, самолету со взлетной массой 5200 кг. Правда крейсерская скорость с боевой нагрузкой 520 км/ч. Топлива 650 кг хватает ему для полета на дистанцию до 1330 км. Практический потолок 10670 метров, скороподъемность самолета 24 м/с. Я считаю важный показатель для такого самолета это скорость сваливания, она составляет 148 км/ч. Самолет может патрулировать небо более 8 часов. Производить посадку и взлет с любой оборудованной сухой поверхности. Его габариты: 10,5х11,1х3,9 метра.

Самолет имеет 2 модификации с одним или двумя членами экипажа. Модификация с двумя летчиками предназначена для применения высокоточного оружия. Для поиска и обнаружения воздушных и наземных целей самолет оборудован современной аппаратурой. На нем установлены тепловизионные камеры, радары бокового обнаружения целей, современные приборы управления. Летчик имеет шлем с функцией вывода информации на него.

Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армииНаш легендарный штурмовик ИЛ-2 может его вернуть?

Этот самолет служит так же в качестве легкого штурмовика. Его бортовое оборудование позволяет применять не только обычные бомбы или НАР, но и УАБ и даже высокоточные ракеты. В качестве самообороны он может иметь ракеты воздух-воздух ближнего радиуса действия. Способен бороться как с вертолетами так и с реактивными самолетами на до звуковых скоростях. Корпус имеет кевларовую защиту и керамических плиток весом до 200 кг.

Бразильские ВВС успешно применяют его в борьбе с наркомафией. В частности они несколько раз уничтожали ВВП лесных аэродромов УАБ и РС. Сбивали своими пулеметами различного рода самолеты и БПЛА.

Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армииДля сравнения ТТХ нашего штурмовика СУ-25. Правда топлива нужно 3000 кг

Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армииЕще для сравнения ТТХ наших самолетов

У нас так же имеется такого рода самолеты с вином. В частности это ЯК-152 и ЯК-52. Это учебные самолеты, которые предназначены для первичного обучения летчиков. ЯК-152 способен выполнять и боевые задачи.

ТТХ ЯК-152:

Тип двигателя, кол-во х мощность, л. с.Поршневой дизельный V12 RED A03T 1х 500, Расположение экипажа тандем, Макс. взлётный вес, 1480 кг, Макс. запас топлива, 200 кг, Макс. нагрузка, 550 кг, Макс. скорость, 500 кмч Крейсерская скорость, 380 км/ч Посадочная скорость, 145 км/ч, Скороподъёмность, 11 м/с, Практический потолок, 4000 м, Макс. дальность полёта, 1500 км, Макс. эксплуатационная перегрузка, ед.+9/-7, Длина разбега/пробега, 300/450 м, Время виража на 1000 м, 13 сек Геометрические размеры: Длина, 7220 мм, Высота, 2470 мм, Размах крыла, 8800 мм.

Самолет оборудован средствами связи и навигации. Если его оборудовать и другой аппаратурой поставить тепловые камеры, РЛС он так же будет способен обнаруживать цели.

Для целей поиска и обнаружения БПЛА размахом крыльев более 1,5 метров можно привлекать и новый самолет ТВС-2-ДТС. Он пришел на смену самолету АН-2. Успешно эксплуатируется в северных регионах России.

Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армииНовое поколение «Кукурузника» ТВС-2-ДТС.

Лётно-технические характеристики:

  • Крейсерская скорость: 350 км/ч.
  • Грузоподъёмность: 2450 кг (при дальности до 450 км).
  • Максимальная дальность полёта: 4500 км.

На такой самолет можно установить так же простейшее оборудование, которое будет позволять обнаруживать БПЛА противника как в визуальном так и с помощью РЛС.

В России частными компаниями так же производятся «летающие лодки», то есть самолеты способные взлетать и садиться на поверхность воды. Это такие легкие аппараты «Аккорд 201Д» (в исполнении с поплавками), «Корвет», СК-12М. Эти самолеты имеют низкие эксплуатационные затраты, могут производить взлет и посадку как с поверхности воды так и на твердую поверхность.

Жизнь турбовинтовых самолетов в современной армииПример легкого самолета-амфибия СК-12М

Вообще нашим ВВС стоило бы взять на вооружение опыт Бразилии и США. Создать свой аналог такого самолета. Тем более несколько стран эксплуатируют такого рода самолеты у себя. Super Tucan так же эксплуатируется в ряде стран.

В чем его привлекательность, это в возможностях борьбы с новой угрозой ударными БПЛА малых и средних размеров. Он способен долго вести патрулирование, в местах возможного пролета таких аппаратов. Имеет сопоставимые скорости, может без особого труда работать на сверхнизких поверхностях. Взлетать и садится, на поверхности, позволяющие это делать с длиной ВВП не более 400 метров.

Самолет так же может применяться как легкий штурмовик. Его свойство эксплуатироваться с любой поверхности позволяет его размещать вблизи от фронта. Что позволяет нести большую нагрузку и иметь более быстрое подлетное время. В режиме патрулирования, находиться в небе до 6-7 часов и при необходимости наносить удары.

Такие самолеты могут иметь достаточное современное бронирование, которое будет защищать от легкого стрелкового оружия. При этом имеет меньшую для радаров ПВО и тепловую заметность. При оснащении тепловыми ловушками и диполями, позволит уходить от обстрелов путем снижения до малых высот. Более высокая маневренность по сравнению с ударными и обычными вертолетами.

Кроме того, такой самолет позволяет обучать пилотов резерва, военного времени. Я помню в СССР были такие 11 месячные курсы. Они готовили вертолетчиков резерва. Человек заканчивал, такие курсы получал младшего лейтенанта и имел права пилота вертолета МИ-2. Тут можно сделать то же самое. Тем более в советские времена в ДОСААФ готовили пилотов на АН-2 или ЯК-50.

Для быстрой организации патрулирования районов возможного применения БПЛА противника, такие самолеты вполне пригодны. Они имеют менее эксплуатационных затрат и ВВП под них можно размещать там, где есть ровные поверхности земли или на участках дорог с развертыванием простейших систем обеспечения полетов.