«К России любви у меня не осталось»: почему Александр Збруев не считает себя патриотом и как сложилась жизнь звезды «Большой перемены».
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«К России любви у меня не осталось»: почему Александр Збруев не считает себя патриотом и как сложилась жизнь звезды «Большой перемены».СегодняСегодня260012 минОглавление
Показать ещё
С каждым годом количество любимых артистов золотой эпохи советского кинематографа стремительно сокращается. Еще лет десять, и наверняка уже не останется тех, на чьи лица мы с неизменным удовольствием смотрим на своих телеэкранах, пересматривая фильмы прошлых лет. Среди тех немногих, кто ещё остался с нами, есть и замечательный актер Александр Збруев, который в этом году отметил свое 87-летие. Он — из той редкой плеяды артистов, чьё творчество навсегда отпечатывается в культурной памяти поколений. Его роли в таких легендарных картинах, как «Большая перемена» и «Батальоны просят огня», стали не просто запоминающимися ролями, а настоящими символами своей эпохи. На экране Збруев неизменно обаятелен — живой, открытый, с озорным блеском в глазах.
Фото: rg.ruФото: rg.ru
Однако за пределами съёмочной площадки это совсем другой человек. Его жизненный путь — не гладкая прямая, а сложная траектория, в которой переплелись семейные драмы, глубинные переживания и внутренние конфликты. Александр Викторович довольно немногословный человек, но если говорит, то всегда четко и по делу. Однако последние его высказывания, касаемые любви к Родине, покоробили даже самых преданных поклонников. О многогранном артисте с непростым характером мы сегодня и поговорим.
От уличного хулигана до звезды экрана
31 марта 1938 года в семье одного из высокопоставленных чиновников Советского Союза — заместителя наркома связи Виктора Збруева — родился мальчик, которого назвали Александром. Однако судьба распорядилась трагически: своего отца будущий артист так и не увидел — в ноябре 1937-го, за несколько месяцев до рождения сына, Виктора арестовали, а уже весной следующего года он был расстрелян с привычной в те года формулировкой «враг народа». Мать Александра, Татьяна Фёдорова, пережила тяжелые испытания: в качестве жены репрессированного она была сослана в ссылку под Рыбинск. Вместе с ней отправился и новорожденный Саша. Лишь в 1944 году, после долгих лет вынужденного изгнания, им удалось вернуться в Москву, где семья обосновалась в коммунальной квартире на Арбате. Там, в узких арбатских двориках, полных голосов, запахов, историй и соседской суеты, началась настоящая жизнь будущей звезды.
Фото из семейного архива Александра ЗбруеваФото из семейного архива Александра Збруева
Несмотря на то, что Великая Отечественная война осталась позади, послевоенное детство проходило под её гнетущей тенью. Учеба Александра не радовала педагогов — в школе он не проявлял усердия, предпочитая урокам шататься по улицам в компании дворовых приятелей. Позднее, вспоминая тот период, он назовет себя «шпаной из арбатского двора». В этой шумной, живой среде формировался его характер — острый, наблюдательный, живущий настоящим. Сашу влекли приключения и свобода улиц куда больше, чем классная доска и учебники. Неудивительно, что дважды он оставался на второй год.
Увлечение сценой пришло не сразу. Старший брат, Евгений Фёдоров, служивший в Театре имени Вахтангова, стал первым проводником младшего брата в театральную жизнь, снабжая его бесплатными билетами на спектакли. Мать, заметив в сыне незаурядные способности, обратилась за советом к своей знакомой — Надежде Вахтанговой, представительнице великой театральной династии. Та, выслушав и внимательно посмотрев на юношу, разглядела в нём нечто большее. С тех пор Збруев начал заниматься с актрисой Диной Андреевой, которая готовила его к поступлению в театральное училище.
Фото: kino-teatr.ruФото: kino-teatr.ru
Тем не менее, тогда еще Саша сомневался. В какой-то момент он всерьёз собирался бросить школу и устроиться водителем самосвала — романтика дороги и практичность профессии казались более близкими и понятными, чем сцена. Однако мать твёрдо настояла на другом выборе. В результате Збруев поступил в легендарную Щуку, где его наставником стал великий Владимир Этуш. Именно он помог Александру избавиться от подростковой дерзости и впервые по-настоящему взглянуть на актёрскую профессию.
Начало учёбы давалось тяжело — Збруев чувствовал себя чужим в театральной среде. Но всё изменилось, когда ему выпал шанс сняться в фильме «Мой младший брат». Режиссёр Александр Зархи собрал блестящий актёрский состав, а картина стала настоящим событием — её посмотрели около двадцати миллионов зрителей. Эта роль стала для Збруева путёвкой в мир большого кино. Именно в это время он познакомился с выдающимися артистами того поколения — Олегом Ефремовым, Олегом Далем и Андреем Мироновым. Именно они заложили прочную основу для будущей яркой и многогранной карьеры вчерашнего хулигана из подворотни.
Кадр из к/ф «Пядь земли» 1964 г.Кадр из к/ф «Пядь земли» 1964 г.
Первая широкая узнаваемость у Александра Збруева появилась после выхода фильма «Пядь земли», в котором он блестяще исполнил роль лейтенанта Мотовилова — героя, вобравшего в себя черты целого поколения послевоенных офицеров. Однако подлинный всесоюзный успех, превративший его в любимца миллионов, принесла культовая лента «Большая перемена», где Збруев сыграл харизматичного и остроумного Григория Ганжу. Его герой — дерзкий, живой, притягательный — моментально завоевал симпатию зрителей, особенно женской части аудитории. Толпы поклонниц буквально осаждали театр, дежуря у служебного входа, в надежде на автограф или хотя бы мимолетный взгляд.
Кадр из к/ф «Большая перемена» 1972 г.Кадр из к/ф «Большая перемена» 1972 г.
С этого момента Збруев прочно закрепился в числе наиболее востребованных актёров своего времени. Его талант оказался универсальным: он с одинаковой легкостью вживалcя как в лирические, так и в трагические роли, одинаково убедительно играл как в комедиях, так и в военных драмах и детективах.
Кадр из к/ф «Батальоны просят огня» 1985 г.Кадр из к/ф «Батальоны просят огня» 1985 г.
Его уникальная особенность, по мнению режиссёров и критиков, это способность органично растворяться в персонаже, проживать его судьбу на экране так, будто это его собственная жизнь. Он не играл — он был. Именно эта искренность и внутренняя правда сделали Александра Збруева подлинным мастером своего дела и любимцем зрителей на десятилетия вперёд.
Выжил в лихие 90-е, а потом пропал
В бурные и нестабильные 1990-е годы, когда отечественное кино переживало серьёзный кризис, Александр Збруев, в отличие от многих коллег, охотно соглашавшихся на любые предложения, проявлял осторожность в выборе ролей. Тем не менее, даже в это сложное время интересные роли находили его сами.
Одним из самых ярких примеров стала роль Иосифа Сталина в фильме «Ближний круг» — сложная и многослойная работа. В психологической драме «Ты у меня одна» он сыграл Евгения Тимошина — многогранного героя, терзающегося муками выбора. А в лиричной комедии Дмитрия Астрахана «Всё будет хорошо!» Збруев вновь продемонстрировал свой уникальный актёрский дар — сочетание обаяния, интеллекта и искренности.
Кадр из к/ф «Всё будет хорошо!» 1995 г.Кадр из к/ф «Всё будет хорошо!» 1995 г.
Однако с началом 2000-х годов в творческой биографии артиста наступил перерыв. Он всё реже появлялся на экране, ограничиваясь редкими и, как правило, эпизодическими ролями. Возможно, это была вполне осознанная пауза — необходимое время для того, чтобы перевести дух, переосмыслить пройденный путь.
Но в 2014 году Александр Збруев всё же решил вернуться. Его появление в фильме «Кино про Алексеева» стало настоящим событием: экран показал того же Збруева — проникновенного, тонкого, с присущей только ему теплотой и мудростью. Он не растерял ни магнетизма, ни актёрской подкупающей искренности. Позже Александр Викторович появился в сериале «Содержанки», вновь порадовав поклонников своей талантливой игрой.
Кадр из сериал «Содержанки» 2019 г.Кадр из сериал «Содержанки» 2019 г.
Однако мало кто знал, что всё это время рядом с актёром шла и другая, не менее важная линия — его личная жизнь, которая могла бы стать сценарием для целого драматического сериала.
Первая любовь по имени Валентина
Именно на старом Арбате — в этом особом, пропитанном историей уголке Москвы — Александр Збруев впервые влюбился. Ему было двадцать, ей — семнадцать. Её звали Валентина Малявина. Она покорила его с первого же взгляда: густые тёмные волосы, глубокий загадочный взгляд и лёгкая, еле заметная улыбка — всё в ней казалось волшебным. Для юного Саши она стала воплощением идеала.
Их чувства вспыхнули мгновенно. Никакие предостережения родных, никакие слухи и пересуды не могли охладить пыл влюблённых. Они поженились тайно, не дожидаясь ничьего одобрения, просто поставив всех перед фактом: они теперь муж и жена. Окрылённая чувствами, Валентина последовала за Александром не только в семейную жизнь, но и в профессию — выбрав путь актрисы.
Валентина Малявина и Александр Збруев. Фото: kino-teatr.ruВалентина Малявина и Александр Збруев. Фото: kino-teatr.ru
Поначалу их объединяла страсть, общее увлечение театром и кино. Но профессия быстро внесла в их союз свои коррективы. Постоянные съёмки, разъезды, редкие встречи — всё это постепенно начало разрушать прежнюю близость. Валентина всё больше погружалась в новую среду, её окружали другие люди, у неё появились другие интересы. В какой-то момент она призналась Александру, что полюбила другого — режиссёра Павла Арсенова.
Годы спустя Збруев вспоминал эту историю с тихой грустью. В его голосе слышалась боль, которую не смогли заглушить даже десятилетия. Он ни разу не пришёл навестить Валентину, когда она в старости тяжело болела. И сам объяснял это просто и честно: не хотел разрушать тот идеализированный образ, который хранил в сердце — образ юной, прекрасной девушки, в которую когда-то влюбился. К тому моменту его жизнь уже окончательно устаканилась, и возвращаться к прошлому, омрачённому болезненным разводом, он не захотел. Любовь, с которой всё начиналось, осталась для него светлым, но закрытым воспоминанием.
Между двух берегов
После того как на экраны вышла масштабная киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир», мир узнал имя Людмилы Савельевой. Её Наташа Ростова — трепетная, искренняя, с удивительно одухотворённым лицом и мягкой грацией — моментально покорила сердца зрителей не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. В один миг она стала актрисой мирового масштаба, символом идеальной женственности и душевной чистоты.
Кадр их к/ф «Война и мир» 1967 г.Кадр их к/ф «Война и мир» 1967 г.
Не устоял перед её очарованием и Александр Збруев. Причём между ним и Людмилой вспыхнул не мимолётный роман, а глубокое, осознанное чувство. Они оба желали создать крепкую семью, с кучей розовощёких ребятишек. В 1967 году они узаконили свои отношения, а уже через год у них родилась дочь Наташа — в честь той самой знаменитой роли матери.
Александр Збруев и Людмила Савельева. Фото: rg.ruАлександр Збруев и Людмила Савельева. Фото: rg.ru
Сначала семейная жизнь казалась гармоничной и устойчивой. Но с течением времени под ширмой внешнего благополучия начали появляться внутренние трещины. Наташа росла ранимой, чуткой девочкой и болезненно ощущала любые эмоциональные перемены между родителями. А перемены, как это часто бывает, были постепенными и незаметными, но неотвратимыми. Несмотря на то что Збруев по-прежнему испытывал чувства к жене, привычный быт и усталость от однообразия постепенно свели на нет прежнюю страсть.
Ситуация изменилась, когда в его жизни появилась актриса Елена Шанина. Она была моложе его на четырнадцать лет, но эта разница не стала помехой. Совместная работа на сцене «Ленкома» переросла в нечто большее — между ними завязались романтические отношения, наполненные теми эмоциями, которые Збруев, казалось, уже давно оставил в прошлом.
Елена Шанина и Александр Збруев. Фото: kino-teatr.ruЕлена Шанина и Александр Збруев. Фото: kino-teatr.ru
В 1993 году у них родилась дочь Татьяна. Но несмотря на глубокую привязанность к Шаниной и появление ребёнка, Александр не решился окончательно порвать с семьёй. Возможно, потому, что понимал: разрушить проще, чем сохранить. Некоторое время он жил на две семьи. Вскоре роман с Еленой завершился, но отношения с дочерью он сохранил и продолжает поддерживать по сей день.
Татьяна унаследовала творческий дух родителей: она тоже стала актрисой, служит в театре «Ленком» и с уважением относится к наследию отца. Александр Збруев с гордостью говорит о ней, с удовольствием наблюдает за её успехами и всегда остаётся рядом — уже не как звезда экрана, а как любящий отец и старший товарищ в мире искусства.
Александр Збруев с дочерью Татьяной. Фото: thevoicemag.ruАлександр Збруев с дочерью Татьяной. Фото: thevoicemag.ru
А вот старшая дочь Наталья, несмотря на громкую фамилию, так и не смогла найти себя. В юности произошла трагедия, детали которой семья предпочитает не разглашать. Известно лишь одно — это событие стало переломным и оставило неизгладимый след, определив во многом её дальнейшую судьбу.
О прошлом Натальи родители говорят неохотно. Известно лишь то, что с годами психическое здоровье дочери заметно пошатнулось: у неё диагностированы тяжёлые расстройства, требующие периодического лечения. Наталья живёт уединённо, вдали от внимания прессы и светской суеты.
Наталья Збруева. Фото: kp.ruНаталья Збруева. Фото: kp.ru
Александр Збруев, всегда старавшийся защитить своих близких, и здесь остаётся верен себе. Он категорически избегает любых комментариев на эту тему, ревностно охраняя личные тайны. Его любовь к дочери проявляется не в словах, а на деле — в молчаливой поддержке, в деликатной заботе, в стремлении оградить Наташу от шума внешнего мира. Но, как бы он ни старался, изменить ход судьбы оказалось невозможно. И, пожалуй, именно это бессилие перед обстоятельствами стало самой тяжёлой ношей для отца.
Александр Збруев сегодня
Хотя Александр Збруев не снимается в кино с 2019 года, его театральная жизнь продолжается. Вот уже более шестидесяти лет он выходит на подмостки родного «Ленкома». Театр стал для него не просто работой — это его второй дом. Здесь, в свете софитов и в тишине за кулисами, он проживает судьбы других, размышляя и над своей собственной.
Збруев давно избавлен от материальных забот — финансовое благополучие, достигнутое годами упорного труда, позволяет не задумываться о завтрашнем дне. Но есть то, чего не купишь и не забудешь: следы прожитого, утрат, сомнений, решений, сделанных однажды и навсегда.
Фото: rg.ruФото: rg.ru
Александр Викторович никогда не был склонен к излишней откровенности, поэтому каждое его интервью предельно сдержанно. Некоторые страницы собственной биографии он сознательно оставляет за закрытой дверью. Не из-за желания скрыть — просто считает, что есть вещи, которые не нужно выставлять на всеобщее обозрение. В одном из последних интервью он признался без обиняков: «Жизнь — не фильм, и переснять её невозможно. Всё уже произошло».
В том же разговоре он затронул тему, над которой размышляют многие — тему патриотизма. Его слова прозвучали не обвинением, а исповедью, полной горечи:
«Я не понимаю, что значит — быть патриотом. Это слово отдает фальшью. Многие просто прячутся за ним, делают из него ширму. Патриотом чего я должен быть? Своего двора? Берёзки под окном? России? Но Россия так часто меня предавала, что любви у меня к ней не осталось. Как я могу любить то, что не любит меня? Человек любит там, где его понимают, где ему хорошо, где он нужен».
Сегодня рядом с ним — лишь самые близкие. Остальные — ушли. И в его взгляде, всё ещё тёплом и живом, можно уловить ту самую искру, которая когда-то покоряла зрителей. Но за этой искрой — годы. В них много тишины, внутренней работы, воспоминаний, которых не вернуть. Вспоминая тех, кто ушёл, Збруев однажды сказал:
«Никого не осталось… И я говорю не только о родных. Речь о друзьях, о тех, с кем можно было говорить, молчать, жить. Их больше нет».
И всё же сквозь одиночество, сквозь размышления и прожитые годы неизменным остаётся главное: редкий, искренний, прожитый талант. Он прошёл через десятилетия, через любовь, боль, славу и тишину — и не потускнел.