«Качается вагон…». Латвийские перевозчики умоляют Сейм отменить запрет на торговлю с Россией.

Скажи кому нибудь из молодых латышей, что ещё каких нибудь 40 лет назад Латвия была самым крупным производителем электричек в Европе тебе, скорее всего, никто не поверит. В той самой Европе, куда так стремились латыши после обретения независимости. И очутившись там, вдруг оказались у разбитого корыта: регулярные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом вскоре могут совсем прекратиться. Причина банальна: нечем восполнить свой парк новыми электричками, а также негде приобрести запчасти для ремонта старых.

"Качается вагон...". Латвийские перевозчики умоляют Сейм отменить запрет на торговлю с Россией.Иллюстрация из открытых источников

А ведь по историческим меркам, ещё совсем недавно Рижский вагоностроительный завод обеспечивал электричками все 15 республик Союза, хотя и был единственным в СССР заводом, выпускающим электрички. За период с 1952 по 1980 годы завод выпустил на пассажирские маршруты страны более 20 тысяч вагонов и около 2 тысяч локомотивов. Кроме того, на заводе занимались ремонтом железнодорожной техники и вдобавок выпускали трамваи и холодильники.

А теперь Латвийская железнодорожная компания AS Pasažieru vilciens, которая занимается перевозкой пассажиров на электричках, умоляет Сейм республики снять запрет на покупку у России вагонов и деталей к ним. Иначе в стране станут на прикол все маршруты электропоездов.

Что же случилось? Куда в Латвии делось собственное производство электричек и при чём здесь Россия?

Ну, тут всё довольно банально. После того как Латвия стала независимой, завод перестал делать электрички и занялся ремонтом вагонов и производством трамваев. Затем, как и прочие конкурентоспособные предприятия Прибалтики, его вообще обанкротили. Распродали всё имущество, в том числе и землю, и в  2020 году предприятие закрылось окончательно и бесповоротно.

А тем временем в России наладили успешные производства тех же "рижских" электричек на Торжокском вагоностроительном заводе в Тверской области, подмосковном Демиховском машиностроительном заводе и заводе в Верхней Пышме Свердловской области. Вот латыши и приспособились покупать у России вагоны и запчасти к ним, которых много скопилось на складах. Причём старых запасов, поскольку российским предприятиям не так уж выгодно производить ради Риги устаревшую номенклатуру изделий.

Так было до санкций. Потом сами же латыши запретили себе торговать с Россией. А Россия, со своей стороны, запретила продавать в страны Прибалтики новые вагоны и запчасти к ним. Теперь у латышей имеется свой параллельный импорт, когда через некоторые наши приобретаются комплектующие для вагонов ( но не сами вагоны) запрещенные Западом.

Вот и умоляет слёзно руководство AS Pasažieru vilciens Сейм отменить запрет на покупку у России вагонов и комплектующих, ибо без российских вагоностроителей латышские железнодорожники просто не обойдутся. Нет альтернативы. Но тут возникает другой вопрос: а возобновит ли Россия поставки, даже если их разрешит Сейм?

Ведь буквально на днях российский МИД заявил, что Москва ответит на враждебные действия прибалтов именно экономическими санкциями.

Так что, снявши голову, по волосам не плачут! Грузовые перевозки, которые приносили неплохой доход, из которого и дотировались пассажирские, латыши уже потеряли. А без грузоперевозок скоро схлопнутся и пассажирские маршруты. И тогда проблемы с электричками, вагонами и комплектующими исчезнут сами по себе. Не ломайте голову!